Все о тюнинге авто

Когда идти к логопеду. Знакомство с логопедом: что ожидать от первого занятия? Занимается ли логопед

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г . Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи - значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги(на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы(что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э , несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг и игр, помогающих родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей - это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

- Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Советы логопеда!

Как организовать логопедические занятия дома?

Вам понадобится:

1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;

2. “Лото” различной тематики (зоологическое, биологическое, “посуда” и т. д.);

3. Муляжи фруктов, овощей и т. д.;

4. Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность - игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно “отправиться в путешествие” в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

Игры на развитие мелкой моторики;

Артикуляционная гимнастика;

Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;

Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас!

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть “подтянуть” ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года - одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: “Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты”. Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

Наглядность.
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному.
Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. “БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА”. Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи - стремление к общению.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож).

Читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так “без костей”.
Оказывается язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.
При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста


Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.

Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2-3-летним малышом.

Развитие речи у детей 4-5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4-5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи. Нередко малыш пытается сам придумать новые слова, заменяя такими «придумками» общепринятые обозначения: например, вместо «вертолет» говорит «винтолет» или «ветролет», вместо «пластилин» — «лепин», вместо «лопатка» — «копатка».

Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

Для развития речи у детей в этом возрасте характерно проявление интереса к звуковой стороне каждого слова. Дети пытаются изменять знакомые слова, пользуясь уже имеющимся опытом с другими словами. Правда, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей, дошкольники допускают ошибки: «много окнов», «ручков» (по аналогии с другим известным им существительным: «дом» — «домов»), «там висят польты», «мы с папой были в кине» (они еще не знают, что слова «пальто» и «кино» не склоняются).

Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4-5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому. В этом возрасте еще довольно сложно описать своими словами содержание картинки, чаще всего дети при взгляде на нее лишь называют изображенные на картинке предметы, людей, животных, сопровождая краткими пояснениями: «Котик спит», «Цыпленок бежит», «Мальчик одевается» и т. д. Практически все дети в возрасте 4-5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

Совершенствуется и произношение ребенка. Даже если еще недавно малыш затруднялся произнести некоторые звуки, такие как «с», «з», обычно к 5 годам все эти трудности остаются позади. Почти все дети уже правильно выговаривают сложные звуки «ы», «х», «э». Правда, шипящие еще остаются для многих «пятилеток» непреодолимым барьером, вместо коварных «ш», «ж», «ч», «щ» им приходится произносить «с», «з» («сётка» вместо «щётка»).

Довольно часто в одной детсадовской группе находятся дети, которым свойственны значительные отличия в степени овладения речью. Если некоторые дошкольники в 4-5 лет уже свободно владеют практически всеми звуками и умеют правильно выстраивать фразы, то другие дети такого же возраста затрудняются в произношении чуть ли не половины алфавита, общаются только при помощи односложных предложений. Обязанность воспитателя — уделять «отстающим» детям больше внимания, указать на особенности развития речи детей дошкольного возраста их родителям и вместе с ними найти пути решения проблемы.

Андрей Зайцев

При слове «логопед» одни представляют себе героя Ролана Быкова, который не выговаривает половину букв, но исправляет «фефекты фикции», другие вспоминают о своих детских занятиях с этим специалистом. Кто же такой логопед на самом деле? Об этом мы беседуем с Татьяной Володаровной Тумановой - профессором, доктором педагогических наук, профессором кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета

— Татьяна Володаровна, многие люди представляют себе логопеда как человека, который «ставит» детям, а иногда и взрослым разные звуки — «л», «р», например. А кто такой логопед на самом деле?

— Логопед- это специалист с широкими возможностями. Он занимается не столько постановкой звуков, сколько комплексной диагностикой, исправлением, профилактикой речевых нарушений и нарушений коммуникации в целом. Поскольку почти при всех нарушениях развития у взрослых или детей есть те или иные особенности речевой коммуникации, соответственно, логично утверждать, что логопед - это человек, который почти всегда участвует в реабилитации таких пациентов. Как мы знаем, человек общается с окружающими при помощи речевых и неречевых средств. Поэтому грамотный логопед развивает и вербальные, и невербальные средства коммуникации. А еще при этом логопед использует в своей работе знаки, символы, специальные картинки в тех случаях, когда речевая коммуникация невозможна.

Вы хотите сказать, что без участия логопеда во многих случаях эффективность реабилитации падает?

— Думаю, да. В междисциплинарную реабилитационную команду нужно включать грамотного логопеда, который не только сделает массаж язычка и поставит звук «р», он обязательно будет работать над тем, чтобы взрослый или ребенок научился общаться с окружающими людьми доступными ему средствами, получать от этого не только полезную, нужную, социально значимую информацию, но и радость бытия.

Есть такое понятие «индекс жизненного благополучия», который складывается из возможности получать образование, быть профессионально ориентированным, испытывать удовлетворение от своего места в жизни, от умения совершать определенные жизненно значимые действия, от умения выполнять творческие виды деятельности. Какую бы составляющую часть индекса жизненного благополучия мы не взяли, в ней всегда будет нужна коммуникация в том или ином виде. Поэтому миссию логопеда мы рассматриваем гораздо шире, чем просто работа над внешними характеристиками речи.

Например, для ребенка, у которого есть ограничения по возможностям передвижения, по возможностям коммуникации, по возможностям получения образования, логопед разрабатывает специальные программы. Это могут быть уникальные индивидуальные и персонифицированные программы, но можно использовать и базовые –т.н. «рамочные» или адаптированные образовательные. Адаптированные образовательные программы есть, они разработаны для образовательных учреждений, а коррекционно-развивающий компонент в них удачно вписывается в общий контекст реабилитации.

— В этом случае логопед фактически превращается во врача. А с точки зрения профессиональной принадлежности логопед — это медик или педагог?

— Педагог с большой буквы! В этом году мы празднуем юбилей – 145 лет Московскому педагогическому государственному университету, в котором традиционно уже многие десятилетия выпускаются высококлассные специальные педагоги – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги. В учебном плане при подготовке этих специалистов и до перехода на Болонскую систему и сейчас в учебном плане большое внимание уделяется медицинским дисциплинам. Приведу пример: за последние годы при подготовке магистрантов по профилю «дефектологическое образование» помимо базовых дисциплин, связанных с анатомией, физиологией, гигиеной, добавились предметы, связанные с нейродефектологией, с логопедической диагностикой и логопедической коррекцией в системе нейрореабилитации.

— Давайте поговорим о реабилитации. Представим себе ребенка с детским церебральным параличом. Вот в чем будет состоять его реабилитации с точки зрения логопеда, и какие результаты можно считать успешными?

— В логопедической реабилитации не существует абсолютно универсальных рецептов или методик.. Каждый случай уникален. У каждого человека разная степень тяжести речевого нарушения. Разный возраст, разный психологический статус, разная мотивация. Бывает так, что ребенок приходит к нам с тяжелейшими нарушениями речи, но у него такой мощный «тыл» в лице его родителей и близких, что они активно помогают логопеду «вытягивать» ребенка на перспективный уровень эмоционально- волевого, личностного и речеязыкового развития. В итоге результат может быть гораздо лучше, чем у ребенка с более легкой формой речевого нарушения, у которого не было единой команды, которая участвует в помощи этому ребенку.

Отечественная школа логопедии, на мой взгляд, очень сильна. Конечно, ведь наши учителя оставили нам такое богатейшее научное наследие!

У российской научной школы есть свои классические и инновационные алгоритмы и методики. У нас такие уникальные технологии и механизмы логопедической помощи выработаны, которые позволяют преодолевать речевые нарушения не на уровне внешней симптоматики, а на уровне глубинных механизмов.

Сейчас в Московском педагогическом государственном университете мы учим логопеда работать не только «руками», а использовать специальные программы, компьютерно-аппаратные комплексы. Сейчас можно работать с логопедом и удаленно, есть даже такое специальное обозначение – «дистантно».

—Боюсь, что при слове «аппарат» читатель может представить себе очень разные вещи - от маленькой коробочки, до робота, который железными руками держит пациента. Хотелось бы узнать какие-то детали.

— Речь может идти и о компьютерной программе, и о небольшом аппарате с датчиками, который можно подключить к ноутбуку. Мне нравится работать с российским аппаратом «Интон» или «Унитон», Он позволяет отработать и плавность речи, и модуляции, и интонации, и звукопроизношение и дыхание. Наши логопеды используют «Интон» при работе с детьми, у которых есть ДЦП, дизартрия, заикание, нарушения голоса, даже с детьми, которые просто не говорят по каким-то причинам.

Человек получает задание на дом и благополучно перед зеркалом, вместе с этим аппаратом работает над своей речью.

Но это еще не все. Хороший, современный логопед работает не только с речью, но и с другими компонентами.

Я, например, люблю работать, стимулируя речевое развитие через моторное развитие с использованием аппаратно- компьютерного комплекса «Пабло систем». С его помощью я развиваю моторику верхнего плечевого пояса, пальцев руки, мелкую моторику, формирую все социально значимые движения пальцев руки. Те, которые нужны каждый день. Надо ли взять ложечку, надо ли специально осуществить захват и взять ручку, карандаш, кисть или это цилиндрический захват, или это щипковый захват пальцев руки. При этом обязательно подключаю разные виды речи: речь сопряженная, отраженная и, обязательно, планирующая.

У аппарата, подключенного к ноутбуку, есть датчики движения, которые крепятся либо на манжеточке к запястью, либо ребенок или взрослый может взять эти датчики движения в руку. Датчики передают данные программе, и она в реальном времени оценивает состояние моторики руки, а потом выдает результаты в виде электронных протоколов.

В результате логопед понимает, какие пальчики плохо сжимаются, кисть какой руки плохо поворачивается. После этого можно комбинировать речевые упражнения с упражнениями по развитию моторики, которые предлагает специалисту компьютерная программа с учетом специфики конкретного ребенка. Даже если он при этом находится в другом городе, и мы занимаемся по Скайпу.

— А какой процент взрослых и детей нуждаются в помощи логопеда?

Официально и неофициально все называют разные цифры. Я думаю, что каждый третий или каждый четвертый житель России имеет какие-то речевые нарушения. Другое дело, что они разные. Есть легкие нарушения речи, которые не затрудняют человеку общение или социализацию.

Вот представьте себе девочку, которая не выговаривает звук «р». В детстве не сходили к логопеду. В школе она решила, что это будет частью ее шарма. В результате девушка прекрасно адаптировалась, получила высшее образование, вышла замуж, стала хорошей мамой, добилась успеха в профессии.

А если мы говорим о нарушениях речи, которые настолько тяжелы, что препятствуют получению образования, социализации, поиску профессии, успешности в жизни, то такие дети и взрослые нуждаются в реабилитации.

Можно ли назвать те нарушения речи, при которых реабилитация необходима?

— Здесь можно называть заикание, алалию (отсутствие речи). Есть такие дети, которые в 4, в 5 лет, и даже в 6, и в 7 лет относятся к категории не говорящих детей. Им нужна логопедическая реабилитация Есть дети школьного возраста, которые не только плохо говорят, но еще и плохо читают, плохо пишут. Им тоже нужны занятия с хорошим логопедом. Иначе ребенок не сможет усвоить школьную программу, поскольку там все обучение основано на умении читать, писать и говорить. В противном случае и школьнику, и педагогу будет очень тяжело – ведь не будет ожидаемого результата, человек не сможет в совершенстве овладеть школьной программой, не сможет полноценно обучаться.

— Как я понял, хороший логопед работает не только с ребенком, но и с его семьей. Насколько важно участие пап и мам в логопедической реабилитации?

Хороший логопед обязательно работает с семьей. К сожалению, сейчас родители настолько заняты, что они и в школе не всегда могут помогать детям выполнять домашние задания. А уж если мы говорим о дошкольном возрасте, то нет гарантии, что родитель присоединится к междисциплинарной работе специалистов и будет делать с ребенком, например, упражнения перед зеркалом. Но надо стремиться мотивировать родителей, убеждать их подключаться к работе с помощью увещевания. Напоминать им о том, что даже тяжелые речевые нарушения — не приговор, если папы и мамы помогают своим детям и логопеду.

-А какие еще проблемы бывают у логопеда при работе с родителями?

Как вы сказали в самом начале нашей беседы, некоторые родители думают, что задача логопеда — это поставить их ребенку звук «р» и другие звуки, и они просят об этом специалиста.

При этом часто так бывает, что их ребенок в шесть лет не говорит предложениями, и ему сначала надо «наладить» связную речь, научить складывать слова во фразы, и фразы - в предложения. Логопед говорит об этом маме, а мама отвечает: «Нет, вы нам поставьте, пожалуйста, звуки. И вот, мы еще купили кубики Зайцева. Будьте добры, научите ребенка читать».

Есть еще родители, которые требуют быстрого, скорого, моментального результата и видимого эффекта.

Это проблема не только логопедическая, а любой реабилитации в целом. Потребитель в любом случае хочет получить качественный результат Но одни люди хотят качественный, пусть и не стремительный, результат, а другие — наоборот, нацелены на очень быстрый результат, на то, чтобы этот результат был максимально и сразу виден.

При этом они не задают себе вопроса о том, будет ли этот результат работы логопеда качественным и устойчивым.

­- -Татьяна Володаровна, а вы могли бы рассказать об успешной логопедической реабилитации ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями?

— Однажды меня пригласили как логопеда к девочке. Я пришла и увидела десятилетнего, практически неговорящего и не идущего на контакт ребенка, который оказался намного сложнее с точки зрения реабилитации, чем мне заочно описывали родители.

Мое первое занятие с этой девочкой длилось ровно 4 минуты. Она сидела, рвала туалетную бумагу, раскачиваясь на полу, и не обращая ни на кого внимания. Тогда я взяла и себе рулон т бумаги и села рядом с ней. И мы стали вместе с ней рвать бумагу. Потом мы поменялись рулончиками. Она стала рвать мою бумагу, а я — ее.

На следующее занятие я принесла три рулона бумаги разного цвета, и мы с ней выяснили, что бумага розового цвета ей не нравится. А желтого и салатового цвета рулоны бумаги ей подходят, и она их различает по цвету. Так начались наши занятия с девочкой. Постепенно продолжительность занятий увеличилась, мы стали не только заниматься по составленной мною программе, но и учиться делать важные, полезные для повседневной жизни, и приятные вещи: накрывать на стол, убирать вещи, смотреть не только телевизор, но и заглядывать в книги. Как логопед я не забывала о том, чтобы накапливать и реализовывать возможности коммуникации речевыми и неречевыми средствами. Через полгода у нас был накоплен приличный запас вербальных средств коммуникации. У девочки был специальный с альбом с фотографиями всех ее знакомых. Ребенок называл их по именам и по степени родства, в той форме, в которой ей это было доступно.

Еще в альбоме были наклеены карточки со средствами альтернативной коммуникации. Карточки- жесты, изображающие то или иное движение.

В середине года у ребенка было больше ста слов. Под каждой карточкой я писала короткое слово, и девочка смогла не только называть слова, но и прочитать их. Я закрывала карточку, и она мне читала слово, видя его глобально. К концу года ребенок овладел многими видами деятельности, которые могли ей пригодиться при обучении в школе по специально адаптированной программе. Тогда я сказала родителям ребенка, что ребенку уже нужен коллектив, что девочка должна развиваться дальше, а не сидеть в четырех стенах. Была найдена школа, и девочка понемногу стала туда ходить и учиться.

— Потрясающая история, но не могу не спросить, а бывают ли у хорошего логопеда неудачи при реабилитации людей?

— Хороший логопед в первую очередь мотивирует человека: взрослого или маленького к тому, чтобы общаться любыми возможными средствами. С этой точки зрения логопед — это все-таки очень хорошая, позитивная профессия. Даже, если у тебя что-то сегодня со взрослым или с ребенком, не получилось, у тебя обязательно получится завтра. Только с таким настроем логопед и выходит на работу. Тогда никакой неудачи не будет. Будет обязательно удача, ну может быть не сегодня, а завтра или послезавтра.

— Но ведь люди могут бросить занятия с логопедом….

— Конечно, могут. Особенно если с ними заниматься казенно, по шаблону.

Что вы делаете в таких случаях?

Мы должны помнить, что несем ответственность за свои действия, поступки и их последствия для окружающих. Это нужно помнить не только логопедам, но и при любой работе с людьми, независимо от их возраста, состояния здоровья, психологического статуса.

12 декабря 2017

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о и .

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто? Логопед — врач? Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, и . Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “ ”, дефектолог — он же и . И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но... не хочет или балуется. Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко. И это не их случай, однако они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный. Безусловно не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере. В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков и удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики и грамматического строя. Исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. Могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3 книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся. Либо ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят. Безуслоно так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда. Он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить. Они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:"Он будет заниматься, если ему интересно ". Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны. Однако часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает». Логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию и поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка. У них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим... и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие. Многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники... Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома». То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы. Безусловно, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления. Размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

Распространенным считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, то есть «ставит» звуки. В действительности же задачи логопеда гораздо шире: это и совершенствование слоговой структуры слова, и расширение и обогащение словарного запаса детей, и развитие связной речи, и обучение грамоте, и профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов, внимания, слухового восприятия, памяти, мышления, общей мелкой моторики.

Для оказания квалифицированной помощи детям и взрослым логопед должен обладать основами медицинских знаний: невропатологии, анатомии и физиологии органов речи, слуха и зрения, без которых невозможно верно определить речевое нарушение, а тем более — заниматься его коррекцией. Подробнее об этом мы поговорили с логопедом компании «Добрый Доктор» Юлией Лабковой.

— Юлия Андреевна, какие проблемы может помочь исправить логопед?

— Логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений: нарушение произношения звуков (дислалия, дизартрия); нарушение ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание); нарушение голоса (дисфония, афония — полное отсутствие речи); недоразвитие или утрата речи (алалия, афазия); нарушение письменной речи (дислалия и дислексия).

— Каковы причины возникновения этих проблем?

— Причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений, принято делить на две группы: органические (приводящие к нарушениям механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

К органическим причинам в первую очередь относится внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода. Как-то: внутриутробная гипоксия плода, вирусные заболевания, травмы, падения и ушибы матери, несовместимость крови матери и плода, нарушения сроков вынашивания плода, курение, прием алкоголя и наркотических средств, прием лекарственных препаратов (существует ряд препаратов, которые противопоказаны при беременности или должны применяться с осторожностью).

Во-вторых, наследственная предрасположенность и генетические аномалии.

В-третьих, родовые травмы, асфиксия, малая масса тела новорожденного, низкий балл по шкале Апгар.

В-четвертых, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни: бактериальные и вирусные, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета.

К функциональным причинам речевых нарушений относятся неблагоприятная речевая среда, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения — когда родители мало общаются с ребенком, не читают ему сказок.

— Бытует мнение, что заикание может спровоцировать сильный испуг.

— Да, это так. В такой ситуации в первую очередь следует обратиться к неврологу — он назначит медикаментозное лечение, на фоне которого подобные речевые проблемы могут уйти даже без участия логопеда.

— Есть ли какие-либо речевые проблемы, являющиеся вариантом возрастной нормы?

— Если говорить о возрастных нормах формирования звукопроизношения, то они примерно следующие. В возрасте от года до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков. Это гласные звуки «а», «о», «э» и губные «п», «б», «м» — именно из них состоят всем известные первые слова: мама, папа, баба.

В возрасте двух-трех лет усваивается произношение ряда других звуков: гласных «и», «ы», «у», согласных «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х» и «й». Появление у детей этих звуков группами не случайно: например, когда ребенку становится доступно понимание поднимания и прижимания кончика языка к верхним резцам, в его речи появляются артикулемы: «т», «д», «н».

К трем с половиной годам формируются свистящие «с», «с"», «з», «з"», «ц». Шипящими звуками ребенок чаще овладевает в четыре — четыре с половиной года. И только лишь к пяти — пяти с половиной годам появляются звуки «р», «р"», «л», «л"».

Следовательно, если в три года ребенок, например, не произносит звук «р» — это абсолютно нормально и никакого повода для беспокойства нет.


integratsia.com

— В каких случаях рекомендуется консультация логопеда? Каковы симптомы задержки речевого развития?

— Всем детям в возрасте трех лет обязательно нужно пройти консультацию логопеда. Важно отметить, что формирование речи идет до трех лет, и до этого возраста речевой диагноз не выставляется. С трех же лет, когда сформированы многие звуки, мы уже можем судить о речевом развитии ребенка. Например, в три с половиной года ребенок заменяет звук «к» на звук «т» — вместо «Катя» говорит «Татя». В такой ситуации уже нужно обращаться к логопеду и «ставить» звуки.

Консультация специалиста необходима, если в полтора года ребенок не использует в речи даже отдельные слова и слоги, в два года в его речи отсутствуют фразы, речь невнятна, односложна. После трех лет нарушено произношение многих звуков, нарушен темп речи (слишком быстрая или замедленная, заикание), малыш не может составить простое предложение, часто путает окончания, его словарный запас менее 30 слов. С четырех лет нарушено произношение многих групп звуков, очень бедный словарный запас, ребенок использует в общении только короткие фразы, в его речи много грамматических ошибок. С семи лет — если отмечаются нарушения чтения и письма.

Большинство родителей считает, что если в два года ребенок не говорит или его речь невнятна, то причин для беспокойства нет и со временем все само по себе нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержки речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в коллективе. Своевременная диагностика задержки речевого развития на любом из этапов формирования речи — это первый шаг на пути к выздоровлению. Иногда можно услышать: ребенок до пяти лет молчал, а потом как заговорил. Увы, чаще всего это из области фантастики.

Если вы обнаружили у своего ребенка любой из вышеперечисленных признаков задержки речевого развития, необходимо проконсультироваться у специалиста: в первую очередь у невролога, который назначит дополнительное обследование и при необходимости назначит занятия с логопедом.

Обратите внимание: всю необходимую диагностику можно пройти за один прием, но иногда ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть к логопеду. Дело в том, что иногда, видя чужого человека, ребенок замыкается, и логопед делает вывод, что он «не говорит», а это может быть просто реакцией на постороннего человека. В такой ситуации может понадобиться дообследование ребенка, и это не должно быть поводом для беспокойства родителей.


logoped-zdes.ru

— Какие могут быть последствия, если вовремя не принять меры?

— Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми и как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала, снижается качество жизни.

— Существуют ли возрастные рамки, когда решать проблему уже поздно? Можно ли упустить момент?

— Решать проблему не поздно никогда. Самое главное — обратиться к специалисту. Конечно, чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успешное выздоровление.

Логопед начнет работу по формированию словарного запаса, слоговой структуры и фразы. В направления работы специалиста входят пальчиковые игры, ежедневная гимнастика, ритмичные упражнения под музыку, упражнения по формированию звукоподражания и пр. Если есть вялость и ограничение подвижности органов артикуляции, нужно подключать логопедический массаж. При необходимости невролог может назначить физиотерапию.

Еще один важный момент: ребенку необходима речевая среда. Если ребенок с задержкой речевого развития находится дома с мамой, с бабушкой, то этого недостаточно. Дети должны общаться между собой в детском коллективе, с воспитателем, с логопедом, с психологом и т.д. Детям, у которых в три года была обнаружена речевая патология, рекомендуется посещать детский сад, в котором есть речевая группа.

— Обязательна ли именно логопедическая группа? Или ребенок может посещать обычный детский сад, но при этом заниматься с логопедом?

— В идеале желательно, конечно, посещение логопедической группы. Да, к сожалению, по тем или иным причинам не у всех есть возможность попасть в такую группу. В такой ситуации это могут быть групповые или индивидуальные занятия с логопедом. Любые занятия приветствуются. И чем больше их будет, тем лучше для самого ребенка.

— Что могут сделать сами родители?

— Родители обязательно должны интересоваться, как проходят занятия, как ребенок усваивает программу. Им стоит поприсутствовать на занятиях, чтобы логопед объяснил принцип работы, обучил их основам артикуляционной гимнастики (комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюсти, языка и неба). Так как гимнастику эту требуется выполнять минимум два-три раза в день, помощь родителей незаменима. Ребенок выполняет зарядку перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляционную позу, а родитель проверяет правильность и точность упражнений.

Кроме того, родители должны следить за выполнением домашних заданий. Как правило, занятия с логопедом проходят два-три раза в неделю по 20−30 минут, и этого недостаточно. Если родители сами будут активно участвовать в развитии речи ребенка, процесс пойдет намного быстрее. Когда мы занимаемся с логопедом, должна быть непрерывная цепочка: родитель-логопед-ребенок. Если где-то связь прерывается, автоматически замедляется и процесс коррекции речевого нарушения.


medswiss.ru

— Есть мнение, что не стоит сюсюкаться с детьми, то есть надо говорить не «би-би», а машина. Есть ли в этом рациональное зерно?

— Да, ребенок должен слышать правильную речь, не надо разговаривать с ним на другом языке. Если это машина, то это машина. Ребенок сам в своей речи может заменять слово «машина» словом «би-би», и тогда родитель говорит: да, правильно, машина. То есть родитель соглашается с ребенком и в то же время говорит слово так, как оно звучит правильно. Самим родителям, действительно, полезно избегать неправильной речи.

— Существует ли профилактика логопедических проблем?

— По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукового произношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Например, артикуляционная, дыхательная гимнастика и развитие мелкой моторики. Гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношений и для детей более старшего возраста для коррекции нарушенной речи. Проводить артикуляционную гимнастику следует по 3−5 минут, как мы уже говорили, не менее двух-трех раз в день.

— Возможно ли исправить какие-либо дефекты речи, упущенные в детские годы, уже во взрослом возрасте?

— Возможно. В любом возрасте возможно исправить любое звукопроизношение, каким бы оно ни было. Например, исправление картавости. Конечно, взрослому человеку сложнее помочь избавиться от проблемы, ведь за определенное количество лет его язык уже привык так говорить, поэтому требуется долгая и кропотливая работа, связанная с перетяжкой мышц. Для полного устранения дефекта нужна комплексная реабилитация, во время которой человеку предстоит заново пройти все этапы речевого, физического и психического развития. Скорее всего, придется пройти несколько курсов логопедического массажа и занятий.

— А заикание?

— Да, возможно. Но здесь причина проблемы неврологическая, поэтому без невролога не обойтись.


xvatit.com

— Какие еще речевые нарушения встречаются у взрослых?

— Например, дизартрия — слабость голосовых мышц и, как следствие, смазанная, замедленная речь, слюнотечение. Дизартрия может возникнуть после инсульта, вследствие злоупотребления алкоголем, ношения слишком туго или слишком слабо закрепленного зубного протеза. Дисфония (нарушение голоса) и афония (полное нарушение голоса), которые также могут быть вызваны инсультом, а также травмами, опухолями.

Очень тяжелая патология — афазия — это распад уже сформированной речи, неспособность выражать свои мысли и понимать речь, человеку кажется, что с ним говорят на иностранном языке, он не может произнести ни звука, утеряно чувство языка. Это нарушение речи возникает после инсульта, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, аневризмы головного мозга.

К сожалению, ошибочно считать, что эта патология встречается только у взрослых, ведь инсульты и травмы головного мозга случаются в любом возрасте. Полностью наша речь формируется к пяти годам, и если с ребенком что-то случится в шесть лет, то уже может возникнуть распад уже сформированной речи.

Прогноз в лечении афазии зависит от возраста пациента, от того, чем занимался человек до заболевания (программист он, художник и т.д.), а также от зоны и очага поражения. И, конечно же, важно вовремя начать лечение и грамотно выстроить восстановительную программу. Восстановление речи может занять от 6 месяцев до 5 лет. Лечением такой тяжелой патологии занимается логопед-афазиолог, который прошел обучение по специальной программе.

— Что можно посоветовать для профилактики речевых нарушений во взрослом возрасте?

— Не перегружать голосовые связки криком и визгом. Бросить курить. Сократить риск инсульта — вести здоровый образ жизни, выполнять регулярные физические упражнения, контролировать уровень сахара в крови, уровень холестерина, поддерживать нормальное артериальное давление и т.д.

При наличии необычных симптомов со стороны нарушения речи следует незамедлительно обратиться к врачу — не стоит ждать, что все пройдет само собой.

Вопрос, , возникает у родителей, когда они замечают, что у их малыша есть сложности: он затрудняется с произношением некоторых слов, речь его менее развита, чем у сверстников. Но не всегда эти трудности очевидны: если родители не специалисты, им трудно бывает самим решить, стоит ли в развитии речи ребенка что-то корректировать.

Мнения педагогов в этом вопросе тоже часто расходятся: одни считают, что наилучшее время для первой диагностической беседы со специалистом – 2 года, когда малыш только начинает говорить, а другие – 5 лет, когда его речь вполне сформируется. Есть разные точки зрения и на частоту посещений, и на их эффективность. Так что порой мамам и папам не так просто бывает определиться, со своим малышом. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что и как лечит логопед?

Речевые проблемы ребенка часто бывают связаны с целым комплексом причин: с дефектами речевого аппарата, задержками в развитии, перенесенными заболеваниями. Поэтому логопедия как наука существует в тесной связи с отоларингологией, психиатрией, психолингвистикой, неврологией, а также педагогикой.

Задача логопеда – определить наличие проблемы, понять ее истоки, назначить лечение, скорректировать его при необходимости, добиться результата.

В арсенале врача есть большое количество разнообразных инструментов для решения проблем маленьких и больших пациентов. Это дыхательные и голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, скороговорки, хирургическое вмешательство и другие. Сегодня почти все логопедические проблемы решаются очень эффективно, но только при условии своевременного обращения.

Психологические сложности при обращении к логопеду

Типичный случай у логопеда. Возмущенная мама, выйдя за дверь кабинета, делится впечатлениями:

– Ничего она не понимает! Это надо же такое написать: «отставание в речевом развитии»! Это у нас-то! Да мы с рождения книги вслух читали и лет с двух обсуждали! Лишь бы денег побольше выманить!

Дома мамочку поддержат родственники, у которых в запасе масса историй из собственной жизни: как они были маленькими, имели те же проблемы, но «выросли безо всяких логопедов». И еще один «убойный» аргумент – про Ленина, который «тоже картавил».

Многим хочется расценивать нарушения в произнесении звуков, шепелявость, даже легкое заикание как возрастные особенности, которые пройдут сами собой. Многие логопедические проблемы действительно с возрастом сглаживаются. Но в раннем периоде неразумно делать на это ставку. Все дефекты речи лучше устранять на начальных стадиях, ибо впоследствии этот недуг может стать необратимым.

Как выбрать «своего» логопеда

Педагоги сходятся во мнении, что ребенок должен получать удовлетворение от занятий с логопедом. Только в этом случае лечение будет эффективным.

Для логопеда важно уметь не напугать ребенка, . Для этого он должен быть располагающим к себе человеком, обладать устойчивой нервной системой, уметь найти подход к маленькому пациенту и его родителям.

Будьте готовы к тому, что логопед назначит упражнения для самостоятельной проработки. Это могут быть артикуляционные упражнения, скороговорки, специализированная гимнастика.

Занятия по исправлению логопедических проблем должны неизменно проводиться в одно и то же время ежедневно. Только так придет исцеление.

Самым «правильным» логопедом чаще всего является тот, кто проявляет неравнодушие. Дает родителям полную информацию о продвижении лечения. Верит в то, что делает, и прилагает все возможные усилия для достижения положительных результатов. Если вам встретился равнодушный человек, то это «не ваш» врач – ищите другого.

Решая вопрос, когда идти к логопеду, исходите из того, что на устранение некоторых проблем требуется не менее года, а на лечение заикания и того больше. Если вылечить ребенка до школы, то вероятность отставания в чтении и письме снизится во много раз. Ребенок приобретет необходимую степень уверенности. Согласитесь, такая перспектива стоит ваших вложений и личных усилий.

В дополнение к статье смотрите также видео «Когда идти к логопеду»:

Нет похожих статей.