Все о тюнинге авто

Тренинг для приемных родителей эмоциональное выгорание. Методические рекомендации на тему "Эмоциональное выгорание родителей

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель. Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д. Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога(родителя) и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, вы можете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание Клуба

замещающих родителей

на тему:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

замещающих родителей»

Подготовила:

Педагог-психолог Службы

О.В. Понасийская

  1. Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Психолог. Дорогие участники, прежде чем начать наш практикум, я предлагаю всем встать в круг и с поклоном произнести: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Итак, здравствуйте! (Участники кланяются и опускают руки.)

Психолог. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекала с головы человека, таким образом, кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами.

Сегодня нас здесь объединила и общая интересующая всех тема: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» Целью, которой является знакомство с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Психолог. За последние годы в России возросло число детей с нервно-психическими расстройствами. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).

Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов, родителей) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Общеизвестно, что профессия педагога (приемного родителя) – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение родителей, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь родитель?

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.

Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья, выможете использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством.

Мозговой штурм: Что такое «Синдром эмоционального выгорания?»

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно.

Проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

1 стадия - начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2 стадия - возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3 стадия - притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

1 . Снижение самооценки.

2. Стадия одиночества.

3. Эмоциональное истощение, соматизация, ПОТЕРЯ ТРУДОСПОСОБНОСТИ!

Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия воспитанники.

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Оценка результатов:

0-1 балл - синдром выгорания Вам не грозит.

2-6 баллов - Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов - пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов - положение весьма серьёзное, но в Вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Упражнение «Пожелание» (адаптированное по Евтихову О.В)

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах, которые способствуют преодолению профессионального выгорания.

Материалы: мяч или мягкая игрушка по выбору участников группы.

Время:5 минут

Инструкция: «Вам предлагается высказать пожелание в круг, другим

участникам группы, о том качестве, которое, по вашему мнению, помогает

преодолевать эмоциональное выгорание»

Участники передают мяч по кругу и высказывают свое пожелание.

Способы физиологической саморегуляции:

  • Различные движения потягивания и расслабления мышц
  • Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т.д.
  • РЕЛАКСАЦИЯ - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА:

  • длительный сон,
  • вкусная еда,
  • общение с природой и животными,
  • движение,
  • танцы,
  • музыка.
  • баня, сауна, массаж;
  • горячая ванна с пеной;
  • SPA-процедуры

Способы эмоциональной саморегуляции:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • занятие любимым делом - хобби

Психолог : Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья дети и родители могут использовать Арт-терапию, т.е. исцеление искусством. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма.

Вот несколько арттерапевтических упражнений , которые вы можете применять самостоятельно при лечении депрессии , чтобы облегчить свое состояние.

Тренинговое упражнение:

Вам потребуется пластичный материал- пластилин, глина или тесто. Подумайте о проблеме, которая вас беспокоит. А теперь вылепите эту проблему. Поговорите с ней, выскажите ей все, что хотите. А затем трансформируйте ее во что хотите. Можете просто смять в бесформенный комок, распластать в лепешку или вылепить что-то новое, во что превратится ваша проблема. Может быть что-то красивое?

Обсуждение.

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог: «Наше занятие закончилось. Я, надеюсь, что вы смогли отдохнуть на нем, отключиться от своих проблем, а главное, от проблем, связанных с нашими детьми. Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас, о том, чем вы живете и о чем думаете.


Воспитание приемных детей является нелегким трудом, требующим больших эмоциональных и физических вложений. Наличие специфических особенностей у детей-сирот, отсутствие готовых воспитательных решений, тотальная занятость, несоответствие ожиданий реальности – это лишь некоторые факторы, которые создают высокое эмоциональное напряжение у приемных родителей, заставляют их порой трудиться из «последних сил» и прилагать большие усилия для поддержания комфортных отношений с приемными детьми. Такие особенности приемного родительства обычно не проходят бесследно и могут оборачиваться развитием синдрома эмоционального выгорания, который не только истощает силы и ресурсы родителя, но и ставит под удар гармоничность отношений с приемным ребенком и даже будущее замещающей семьи.

Изучение проблемы эмоционального выгорания у приемных родителей является актуальной задачей современности, так как сегодня многие люди решаются принять детей-сирот на воспитание в свою семью, при этом до конца не осознавая, насколько это сложный труд. В некоторых случаях приемные родители могут столкнуться с синдромом эмоционального выгорания. Данное состояние сопряжено с нарастанием негативных черт в поведении человека, что ведет к ухудшению межличностных отношений, снижению удовлетворенности, появлению внутренней пустоты, неуверенности в себе, увеличению количества ситуаций неуспеха . Ухудшение состояния одного из членов семьи (например, родителя) ведет по законам системности к изменению общего психологического климата в отрицательную сторону, повышению уровня недовольства приемными детьми, учащению ссор с ними, снижению удовлетворенности от воспитательной деятельности и разочарованию в идее замещающей семьи в целом. Таким образом, появление синдрома эмоционального выгорания у одного или обоих приемных родителей ставит под угрозу не только качество взаимоотношений с приемными детьми, но и будущее самих этих отношений, как и будущее замещающей семьи.

Итак, синдром эмоционального выгорания – это процесс постепенной утраты эмоциональной, умственной и физической энергии, проявляющийся в симптомах истощения, утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы .

Специалисты выделяют четыре основных фактора, играющих существенную роль в возникновении синдрома эмоционального выгорания: 1) личностный (возраст, семейное положение, стаж работы); 2) ролевой (несогласованность усилий, конкуренция); 3) организационный (нечеткая организация труда, отсутствие планирования, недостаточность средств); 4) социальный (работа с психологически трудным контингентом) .

Вместе с тем, главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое («душевное») переутомление. Когда требования длительное время преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, что неизбежно приводит к выгоранию .

К основным симптомам эмоционального выгорания, которые наиболее существенно влияют на процесс воспитания детей, можно отнести следующие: усталость, скука, апатия, снижение интереса к профессиональной деятельности, утрата положительного восприятия людей, с которыми приходиться часто взаимодействовать, рост безразличия, изменчивость настроения, страхи, подавленность, раздражительность, нарушение внимания, появление чувства беспомощности, неудовлетворенность жизнью и отношениями, проблемы со сном, снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний. .

Приемное родительство является профессиональным трудом, т.к. согласно Семейному Кодексу Российской Федерации (статья 153) воспитание детей-сирот в приемной семье осуществляется по договору, в соответствии с которым приемные родители не только выполняют обязанности опекунов, но и получают вознаграждение за свою деятельность . Однако эта работа длится круглосуточно и еженедельно, без перерывов и выходных, требует больших эмоциональных вложений, ведь направлена она на воспитание и развитие детей- сирот. Такие дети, как правило, имеют за плечами тяжелый социально-психологический опыт, который меняет не только их эмоциональное реагирование и поведение, но и мировосприятие, отзывчивость на взаимодействие с другими людьми .

Наше исследование было проведено на базе Службы сопровождения замещающих семей ГБОУ РА для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования». В исследовании приняли участие 30 приемных родителей (20 приемных матерей и 10 приемных отцов) в возрасте от 28 до 54 лет. Все родители проживают на территории Республики Адыгея и воспитывают приемных детей более пяти лет. Родителям было предложено ответить на вопросы авторского полуструктурированного интервью с целью изучения представлений о синдроме эмоционального выгорания и выявления его признаков у них.

Анализ результатов исследования показал следующее. 73% приемных родителей не имеют представлений о том, что такое синдром эмоционального выгорания и каким образом он проявляется. 17% воспитателей слышали о таком состоянии, но полагают, что оно не имеет никакого отношения к воспитанию приемных детей. 10% приемных родителей знают, что воспитательная деятельность сопряжена с различными сложностями, которые могут в итоге вызвать синдром эмоционального выгорания.

Приемные родители отметили, что на третьем году воспитательной деятельности они стали замечать у себя некоторые проявления, которые могут быть классифицированы как признаки развивающегося синдрома эмоционального выгорания, а именно: повышенная раздражительность, бессонница, головные боли, рассеянность внимания, физическая и моральная усталость, нежелание выходить лишний раз из дома, избегание дополнительных контактов с другими людьми, «зацикленность» на теме воспитания приемных детей, неумение расслабиться, ощущение всегда «забитой» мыслями головы и др.

По мнению приемных родителей, к развитию синдрома эмоционального выгорания могут приводить следующие факторы: 1) несоответствие ожиданий реальности воспитательных будней; 2) недооценка трудностей или преувеличение родителями собственных возможностей; 3) ответственность перед контролирующими структурами (органы опеки, служба сопровождения); 4) стремление выглядеть «примерными» родителями; 5) материальные сложности (недостаточные размеры дома/ квартиры, временные затраты, нехватка материальных средств и др.); 6) несогласие одного из супругов на прием ребенка в семью; 7) постоянная однообразная деятельность; 8) занятость «24 часа», отсутствие выходных и отпуска; 9) ущемление собственных потребностей; 10) «трудновоспитуемость» приемных детей, сложности в построении взаимодействия с ними.

Из мероприятий, которые могли бы помочь справиться с нарастающей воспитательной усталостью, приемные родители предложили образовательные семинары и лекции, психологический тренинг, участие в клубе замещающих семей, групповое консультирование по проблеме выгорания, группу поддержки и др. При этом многие из них (67%) отметили, что с трудом могут найти время для участия в этих мероприятиях. 80% воспитателей указали, что дома не уделяют себе должного внимания по причине высокой занятости. Кроме того, приемные родители называли такие способы профилактики синдрома выгорания, как посещение различных мероприятий, выезды на природу, общение с другими приемными родителями, ведение дневника, занятия спортом, налаживание взаимоотношений с супругом (супругой), обучение, личностное развитие и др.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что воспитание приемных детей является очень непростой деятельностью, требующей больших эмоциональных и физических вложений, что нередко приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания. К сожалению, большинство приемных родителей не имеет знаний об этом состоянии, его основных причинах, что на практике лишь осложняет внутрисемейную ситуацию, вызывает рост напряжения и заставляет прилагать еще больше усилий по стабилизации обстановки. Иными словами, специалисты служб сопровождения замещающих семей, органов опеки должны проводить просветительскую работу с приемными родителями по вопросам профилактики эмоционального выгорания, данная тема может быть включена в программу подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание детей-сирот в свою семью.

Список литературы

1. Белова Л.А. Чтобы не превратиться в пепел: синдром выгорания у замещающих родителей и его профилактика: методическое пособие. Майкоп: издатель А. А. Григоренко, 2011. 56 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2008. 358 с.

3. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 414 с.

4. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // Федеральные законы и кодексы Российской Федерации: полный текст документов. URL: http://www.consultant.ru/popular/family/20_26.html (дата обращения: 16.01.2015).

5. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Словарь-справочник. URL: http://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm

6. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Энциклопедия заболеваний. URL: http://vlanamed.com/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya/ (дата обращения: 28.12.2014).

7. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 628 с.

В настоящее время приёмная семья является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Воспитание подрастающего поколения всегда было и остаётся основной функцией семьи. По сравнению с государственными учреждениями только семья может создать для ребёнка наиболее комфортные и благоприятные условия для становления его личности, сформировать и развить у него такие качества, как чуткость, отзывчивость, уважение к окружающим, трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, ответственность, настойчивость в достижении собственной цели, самокритичность, честность, бережливость, аккуратность, щедрость и бескорыстие. В семье ребёнок получает бесценный опыт общения, у него формируется чувство собственного достоинства и способность к быстрой адаптации в социуме, что поможет ему в дальнейшей самостоятельной жизни.

Безусловно, семейное воспитание оказывает на ребёнка благоприятное воздействие. А для родителей это - специфическая круглосуточная ответственность за жизнь, здоровье и воспитание приёмных детей. Взяв ребенка из учреждения, родители испытывают те же эмоции, что и дети, ведь замещающие родители помогают им преодолевать тяжёлые последствия травм прошлого. В связи с этим они нередко прилагают большие эмоциональные усилия, испытывают стресс, что в свою очередь оказывает определённое влияние на их психику. Учёными доказано, что влияние психических состояний на здоровье человека очень велико, поэтому важно уметь регулировать стрессовые ситуации и не допускать их перехода в депрессивное состояние.

Уже после двух лет проживания ребёнка в семье большинство приёмных родителей начинают испытывать некоторый психологический дискомфорт: у многих из них появляется излишняя тревожность. Эмоциональное реагирование на ребёнка становится избирательным (некоторые поступки ребёнка могут оказаться незамеченными, неподкреплёнными похвалой или одобрением, несмотря на то что ребёнок этого ждёт). Появляются соматические и психовегетативные заболевания - это болезненные состояния, появляющиеся в результате взаимодействия психических и физических факторов. Учёные также доказали, что эмоциональные состояния человека оказывают влияние на функции внутренних органов. Например, когда родитель долго сопротивляется своим чувствам, подавляет свои эмоции, испытывает страх, - у него может развиться апатия; если он длительное время испытывает чувство подавленности, сдерживает рыдания, - возможно развитие астмы. Когда у родителя присутствует страх, он переживает недоверие к окружающим, испытывает чувство вины, - он начинает страдать бессонницей.

Всё это свидетельствует о том, что у приёмных родителей наступает эмоциональное выгорание. Что же это такое? Это профессиональный недуг, который обычно развивается у людей, помогающих другим, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации.

Если приёмный родитель становится равнодушным, чёрствым, грубым, чувствует свое бессилие, занижает собственные достижения, начинает сомневаться в собственных силах, теряет смысл и желание вкладывать собственные усилия в дальнейшее воспитание детей, - это свидетельствует о том, что у него наступает эмоциональное выгорание.

Причинами недуга могут являться частые «рецидивы» в поведении приёмных детей, их возврат к прошлым привычкам, отсутствие положительных результатов и готовых решений возникающих проблем.

Но чтобы у приёмных родителей не наступило эмоциональное выгорание, необходимо приблизить к реальности свои ожидания от замещающей заботы. Нужно помнить, что у детей с тяжёлым прошлым привязанность к приёмным родителям формируется медленно, поэтому они могут не поддаваться родительскому влиянию и протестовать, нарушать правила поведения.

Не нужно ждать, что приёмные дети будут развиваться и вести себя так же, как кровные. Каждый ребёнок индивидуален, и к приёмному ребёнку необходимо приспосабливаться, пока не пройдёт процесс адаптации.

С приёмом ребёнка в семью нагрузка на родителей увеличивается, что важно учесть при принятии решения о создании приёмной семьи, поэтому нужно соотнести свои возможности с потребностями ребёнка. Решение по созданию замещающей семьи должно быть обоюдным, это облегчит период адаптации и не нанесёт вред семейным отношениям.

Для того чтобы предупредить эмоциональное выгорание, приёмным родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:

– необходимо изменить своё отношение к стрессовым ситуациям, так как страшен не сам стресс, а отношение человека к нему;

– сохранять активную жизненную позицию;

– формировать у себя позитивное отношение к окружающему миру;

– принимать ситуацию, не оценивая её, потому что способность позитивно мыслить помогает конструктивному решению проблемы, сохранению психического и физического здоровья;

– контролировать и регулировать внешнее проявление эмоций;

– уметь ставить перед собой посильные цели;

– не завышать требования к приёмным детям;

– уметь выслушать и понять приёмного ребёнка;

– не затягивать с решением возникающих проблем, предпринимать активные действия для решения сложных ситуаций;

– своевременно обращаться за помощью к специалистам;

– стремиться получать новую информацию, посещая семинары, тренинги для приёмных родителей;

– взаимодействовать с другими приёмными семьями, делиться своим положительным опытом, перенимать положительный опыт воспитания приёмных детей;

– стараться находить время для своих личных интересов, хобби;

– поддерживать своё здоровье, соблюдать режим отдыха, сна и питания.

Если вы, уважаемые приёмные родители, будете выполнять предложенные рекомендации, то у вас появится возможность избежать эмоционального выгорания!

С индром эмоционального выгорания был описан ещё в прошлом столетии американскими психологами. Изначально эмоциональное выгорание рассматривалось как профессиональная проблема работников помогающих специальностей: учителей, врачей и др., т.е. для специалистов, которым по роду деятельности необходимо постоянно находиться в бодром, оптимистичном состоянии, что, по сути, является длительной стрессовой ситуацией, разрушающей психику.

Для родителей, в т.ч. принимающих, этот синдром также характерен. К сожалению, риск эмоционального выгорания родителя мало осознаётся в обществе. Человек (чаще всего мать), который жалуется на усталость от родительства, рискует получить порицание вместо поддержки («не распускайся!», «ты же дома сидишь», «мы с отцом троих вырастили и не жаловались»).

Какие родители оказываются в «группе риска»?

  • многодетные семьи с детьми, разница в возрасте которых меньше пяти лет;
  • мамы, совмещающие семью и работу;
  • неполные семьи;
  • семьи, в которых постоянно возникают конфликтные ситуации;
  • семьи, не прожившие горе утраты;
  • семьи, потерпевшие неудачу в воспитании старших детей;
  • родители-перфекционисты;
  • семьи со сложными, стеснёнными бытовыми условиями;
  • взрослые, пережившие неблагополучное детство;
  • родители, постоянно находящиеся под наблюдением и контролем «третьих лиц» (органов опеки, старших родственников и др.).

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия:

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно компетентным.

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, о незаслуженности своего положения, недооцененности окружающими (детьми, супругами, родственниками) собственных усилий, о собственном несовершенстве.

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Можно выделить следующие факторы риска возникновения эмоционального выгорания.

Внешние:

Дефицит ресурсов , материальных и личностных, рано или поздно может привести к физической перегрузке и появлению психосоматических расстройств.

Отсутствие сплочённого окружения , которое может оказать поддержку и обеспечить чувство защищённости. Труднее всего не выгореть в позиции «я один против всего мира».

Внутренние:

Нереальные ожидания. Как правило, тот сценарий приёмного родительства, который мы выстраиваем до появления ребёнка в семье, не совсем соответствует реальности. Чаще всего родителям приходится значительно перестраивать свои жизненные приоритеты и поведенческие стереотипы под конкретного ребёнка. А это трудно в отсутствие гибкости и «запасного плана Б».

Чувство долга. «С детьми нужно все время общаться», «Мама должна находиться дома» и т.д. — долг вместо собственных желаний. Нормы, принятые извне без критики, скорее, будут помогать выгоранию. Родителю важно понимать, какие атрибуты родительства подходят (и не подходят) конкретно ему.

Низкий уровень родительских компетенций. Незнание возрастных особенностей ребёнка, неумение распознавать и обеспечивать его потребности, неумение их пополнять собственные, отсутствие способности к саморазвитию – всё это осложняет эмоциональную жизнь приёмного родителя и может привести к эмоциональному выгоранию.

Также риск эмоционального выгорания повышает высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, т.е. стремления делать все и всегда очень хорошо, лучше всех. Любое снижение результатов даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек. (Опытные приёмные родители предупреждают, что без доли «здорового пофигизма» в приёмное родительство лучше не совать носа).

Следующая особенность — это направленность интересов на свой внутренний мир . Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, жёсткое соблюдение ролевых моделей. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли «спокойного родителя» (например, когда ребёнок устраивает истерику в многолюдном месте), или кода необходимо допустить в мир своей семьи посторонних (например, пригласить представителей органов опеки для осмотра условий проживания ребёнка), это вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Важно понимать, что модель родительского поведения, в т.ч. «поведения выгорания» усваивается детьми, и в дальнейшем копируется в семьях следующих поколений. Если мама «убивалась» ради воспитания детей, то и дети, скорее всего, будут поступать так же. Разве такой судьбы мы хотим для наших детей?

Стадии эмоционального выгорания:

  1. Чрезмерное участие
  • избыточная активность;
  • отказ от потребностей, не связанных с детьми;
  • ограничение социальных контактов.
  1. Истощение
  • чувство усталости;
  • бессонница;
  • повышенная забывчивость, нарушение алгоритмов привычных действий;
  • угроза несчастных случаев.
  1. Снижение уровня собственного участия
  • потеря положительного восприятия детей;
  • переход от помощи к надзору и контролю;
  • приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
  • отсутствие эмпатии /Ссылка на статью из «Безусловного принятия»/
  • безразличие;
  • нежелание выполнять свои обязанности;
  • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
  • зависть (бездетным семьям, более «успешным» приёмным родителям)
  1. Нарушение эмоциональных реакций

а) Депрессия:

  • постоянное чувство вины, снижение самооценки;
  • безосновательные страхи, лабильность настроения, апатия;
  • избегание неформальных контактов с окружением и вненережимных контактов с детьми.

б) Агрессия:

  • защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
  • конфликты с окружением, физическое насилие в отношении детей

в) Психосоматические реакции и снижение иммунитета:

  • неспособность к релаксации в свободное время;
  • бессонница, сексуальные расстройства;
  • повышение давления, тахикардия, головные боли;
  • боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
  1. Разочарование и отрицательная жизненная установка:
  • чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
  • экзистенциальное отчаяние;
  • суицидальные мысли.

Что обычно происходит с принимающим родителем?

1 стадия: Эйфория

Кандидат в сначала «носится» с идеей приёма ребёнка в семью, собирает документы, ездит на встречи с будущим сыном или дочерью. Энтузиазм огромный: «видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий». Возможные проблемы и трудности вне поля зрения. Переизбыток сил, кажется, что можно не есть и не спать.

2 стадия: Стеническая

Поначалу всё идет вроде бы хорошо: новоиспечённый родитель присматривается к ребёнку и к собственной родительской роли, проблемы разрешаются по мере возникновения. Сил ещё много, усталость компенсируется во время сна.

Постепенно родитель начинает уставать от однообразия и невозможность справиться с некоторыми трудностями: ребенок ведет себя хуже, чем представлялось раньше, родитель не знает, как с этим справляться, помощь от окружающих неадекватна. Отклонение от планов начинает раздражать. Родитель периодически чувствует, что нет лёгкости в общении с ребёнком и выполнении привычных дел. Тем не менее, «плохие» периоды сменяются на «хорошие», периоды радости за успехи семьи, нежности к ребёнку. Для восстановления сил родителю требуется сон в достаточном количестве и кратковременный отдых (вкусная еда, массаж, прогулки, встречи с друзьями) и т.п.

3 стадия: Астеническая. «Нервное истощение»

Стрессовые факторы накапливаются, внешняя поддержка отсутствует или её недостаточно. У родителя растёт чувство вины («я плохая мать», «я не справляюсь»), которое истощает из без того иссякшие силы. Родителю кажется, что у него ничего не получается, ребёнок «не такой», улучшений никогда не будет, возникает чувство отчаяния и апатия («руки опускаются»). Организм не выдерживает нагрузки, заметно ухудшаются здоровье и физическое состояние. Сон перестаёт восстанавливать силы. Нарушается аппетит, угасает либидо. Падает иммунитет, обостряются хронические заболевания, возникают психосоматические расстройства. У родителя не хватает сил на самые обычные бытовые дела. Возникают суицидальные мысли.

Данное состояние возникает не вдруг, а накапливается постепенно.

4 стадия: Личностная деформация

Возникают равнодушие или ненависть по отношению к ребёнку и окружающим. Сострадание и эмпатия «не включаются». В ответ на конструктивную критику или предложения о помощи идёт полное отторжение («стеклянные глаза»). Ребёнок назначается виновным за всё («это не девочка, а исчадье ада», «он испорчен с рождения»). Окружение кажется враждебным. На этой стадии у родителей часто можно диагностировать клиническую депрессию и другие психические расстройства.

Как избежать эмоционального выгорания?

При первой возможности выделяйте себе периоды отдыха. Отдыхать нужно по полной программе, а не убираться или доделывать работу. Нужно делать то, что приятно и позволяет не думать о проблемах. Позволяйте себе перерывы, тайм-ауты и даже небольшие отпуска.

В периоды отдыха: давайте себе команду на расслабление всех мышц организма, медитируйте, думайте о приятном, УЛЫБАЙТЕСЬ, тем самым посылая организму сигнал: «я здоров, у меня всё хорошо».

Старайтесь дробить навалившиеся сложности на части, а также разделять краткосрочные и долгосрочные цели. Очень трудно решать все проблемы разом, проще, как говорится, «есть медведя по кусочку». Практически невозможно достичь цели «вырастить ребёнка самым умным», но вполне посильно подобрать ему образовательный маршрут на ближайшие полгода.

Не пытайтесь быть лучшим родителем. Детям не нужен идеал, детям нужны обычные, в меру задёрганные взрослые.

Старайтесь установить с ребёнком отношения властной заботы: «я взрослый, и я о тебе забочусь, а не наоборот». Это поможет избавиться от ощущения, что ребёнок вас тиранит, а вы вынуждены жертвовать собой.

Отмечайте свои и детские достижения, даже самые минимальные. Старайтесь не сравнивать ребёнка со сверстниками, а себя – со «сферическим родителем в вакууме». Так вы увидите, какой колоссальный прогресс произошёл в развитии вашей семьи.

Не ждите благодарности и быстрой отдачи. Плоды родительского труда всходят нескоро. Постарайтесь не «спасать несчастного ребёнка» а получать удовольствие процесса общения и совместной деятельности.

Не берите всё на себя. Общение и распределение ответственности между всеми членами семьи помогает избежать эмоционального выгорания.

Избегайте избыточного вмешательства «третьего лишнего» в ваши отношения с ребенком (школы, старшего поколения, осуждающих коллег и знакомых).

Ищите поддерживающее окружение. Это могут быть другие приёмные родители, родственники, друзья и коллеги, которые готовы принять вас и вашего ребёнка без негативных комментариев и чтения нотаций.

Попробуйте найти (или не отказываться от привычного) хобби, не связанное с воспитанием детей. Это поможет вам выйти за рамки рутины и переключиться на что-то новое. Спорт, вязание, расчёсывание собаки – всё подойдёт.

Воздержитесь от приёма «стимуляторов»: «лошадиных доз» кофе, курения. Не пытайтесь «расслабиться» с помощью регулярного приёма алкоголя. Это истощает ресурсы нервной системы.

Обращайтесь за профессиональной помощью. Если что-то болит, обращайтесь к врачу, если непорядок с настроением, режимом сна, аппетитом, либидо и проч. — к психотерапевту, психологу или психиатру.

Заботьтесь прежде всего о себе. Вспомните инструкцию в самолёте: при нештатной ситуации кислородную маску сначала нужно надеть на себя, а потом на ребёнка. Вкладывать в себя в конечном итоге более рентабельно, чем бесконечно «улучшать» ребёнка. У здорового, выспавшегося и сытого родителя обычно «хорошие» дети.

Анекдот. Жила-была бедная еврейская семья. Детей было много, а денег мало. Бедная мать работала на износ – готовила, стирала, раздавала подзатыльники и громко сетовала на жизнь. Наконец, выбившись из сил, она отправилась за советом к раввину: как стать хорошей матерью?

С тех пор её как подменили. Нет, денег в семье не прибавилось, и дети послушнее не стали. Но теперь мама не ругала их, а с лица ее не сходила приветливая улыбка. Раз в неделю она шла на базар, а вернувшись, запиралась в кухне.

Детей мучило любопытство. Однажды они не утерпели и заглянули к маме и увидели: она сидела за столом и пила чай со сладким цимесом!

«Мама, что ты делаешь? А как же мы?»- возмущенно закричали дети.

«Ша, дети! – важно ответила она – Я делаю вам добрую маму!»

У нас в городе завершается цикл интереснейших семинаров-тренингов психолога Л.В. Петрановской, организованный троицким Содружеством приёмных семей «Твердь» при поддержке Отдела опеки... для усыновителей, опекунов и приёмных родителей. Каждая тема - кладезь новых знаний!!! Огромное спасибо Людмиле за то, что она к нам ездит и просвещает нас, а также Тане- ejevika_t и ее мужу Юрию за то, что организуют для нас эти встречи.
По результатам одного из семинаров и по материалам книги «Как ты себя ведёшь? 10 шагов по изменению трудного поведения» подготовила публикацию в "ГР" № 4, 2011 для своего газетного проекта "Солнечный зайчик" (давненько кстати ничего не писала по проекту, поднадоел он мне, если честно, но в свете новых семейных "проектов" думаю он воспрянет;)).

БЕРЕГИ СЕБЯ, МАМА!

Люди, которые по семейным обстоятельствам или по долгу службы, на протяжении длительного времени постоянно соприкасаются с человеческой болью, знают, что такое эмоциональное выгорание. Это когда регулярно приходится отдавать много душевных сил другим людям, конца-края их проблем не видно, а собственный «резервуар» любви и тепла пополнить неоткуда. Часто эта беда не обходит и приёмных родителей.

Что за недуг?
Эмоциональное выгорание, или по-другому нервное истощение, - профессиональное «заболевание» медицинских и социальных работников, священнослужителей и психологов, сотрудников Отделов опеки и попечительства и детских домов, волонтёров самых различных направлений благотворительности. Люди идут в эти профессии по зову сердца, чувствуя в себе потребность помогать людям, дарить им тепло и заботу, обладая в определённый период жизни повышенным запасом душевных сил. Однако чем больше человек отдаёт, тем больше становится запросов. Мир не совершенен. Открыв дверь в царство боли и несчастья, человек видит, насколько оно огромно и многолико. В какой-то момент становится очевидно, что сделать ещё нужно так много, а сил и душевного тепла с каждым днём остаётся всё меньше! Если в такие моменты не дать себе передышки, не пополнить запас своих душевных сил, здоровье и психическое состояние человека окажется под угрозой.
Усыновители, опекуны и приёмные родители подвержены этому недугу не меньше. Ими движут те же добрые побуждения: обогреть сироту, утешить, подарить ему любовь и ласку. А ведь приёмный ребёнок всегда травмирован: он так долго не получал должной заботы и внимания, столько бед пережил за свою маленькую жизнь, что, попадая, наконец, в благоприятные условия, стремится как можно быстрее наверстать упущенное. Вырвавшийся из учреждения ребёнок ещё долго и часто болеет, он полон разнообразных страхов и какое-то время не верит, что все его беды позади, и по многу раз «проверяет» новых родителей, не вернут ли они его обратно… Процесс его реабилитации растягивается на многие месяцы, а то и годы. В таких экстремальных условиях годами копившийся в приёмных родителях запас любви вычерпывается за несколько месяцев, прозвенев монеткой в пустом колодце души несчастного ребёнка. Ему нужно ещё и ещё, ему нужно так много, а родители уже выдали всё, что запасли. Где взять ещё любви? Сам ребёнок ответить на чувства пока не в состоянии, у него их просто ещё не накопилось. Если в семье нет биологических детей, которые своей любовью могут поддержать душевные силы родителей, и нет рядом значимых близких, всегда готовых прийти на помощь, мамам и папам приходится по-настоящему несладко. Причём, мамы на порядок чаще страдают от эмоционального выгорания, чем папы, в силу более тонкой душевной организации, большей чувствительности и зависимости от эмоциональной сферы, а также потому, что именно на их плечи ложатся основные заботы о детях и решение их проблем.

Когда бить тревогу?
Процесс эмоционального выгорания проходит в несколько стадий.
На первой стадии приёмные родители мобилизованы, собранны, готовы отдать всё. Они могут плохо есть и мало спать, и не страдать от этого, к ним не прилипают инфекции, они чувствуют, что способны свернуть горы. Именно в таком состоянии родители пребывают в момент принятия ребёнка в семью и в первые недели, месяцы совместной жизни. Они готовы посвятить себя ему полностью, выложиться, пожертвовать всем.
Рано или поздно силы кончаются. Подступает усталость, организм и психика настоятельно требуют отдыха. Но как бы не так! Отдыхать не время, нужно так много сделать. Собрав волю в кулак, стиснув зубы, родители через силу продолжает и дальше отдавать, соскребая уже крохи любви по сусекам души и не заботясь о пополнении своего «резервуара». Это вторая стадия выгорания. У находящихся на ней людей особенное «стоическое» выражение на лице, усталый голос и словно бы тяжесть во всем теле. Постоянное напряжение не отпускает. Все мысли - о делах, проблемах. Конфликты надолго выбивают из колеи, замечания воспринимаются крайне болезненно.
Если человек по-прежнему ничего не предпринимает, чтобы восстановиться, наступает третья стадия. Запредельная усталость. Раздражительность. Плаксивость. Полное безразличие, перемежающееся истериками, вспышками гнева. Ребёнок уже «просто бесит», кажется, что в нём нет ничего хорошего, «он просто нами пользуется». Именно на этой стадии зачастую находятся родители, которые от отчаяния стали прибегать к жёстким наказаниям. В результате появляется чувство вины, ещё больше усиливается стресс. На этой же стадии возникает мысль о возврате ребёнка в детский дом. Хочется «сбежать от всего на край света», «всё бросить», а иногда и «сдохнуть». Больше ничего не радует, всё теряет смысл. Наступает полное эмоциональное истощение.
Казалось бы, дальше некуда. Но находятся герои, которые, по-прежнему, не жалея себя, движутся дальше - к четвёртой стадии выгорания. Им больше нечего дать детям, людям вообще, и они начинают имитировать заботу и внимание. Приходит равнодушие, цинизм, душевная чёрствость. Забота сменяется контролем, сочувствие - всезнанием и самодовольной уверенностью, что «все видны насквозь». Окружающие воспринимаются враждебно, все кажутся тупыми, злобными, мелкими, недостойными уважения и хорошего отношения. В общем, до этой стадии себя нельзя доводить ни в коем случае.
Стадии не обязательно следуют одна за другой. Иногда человек даже в течение дня может проходить все состояния и возвращаться обратно. На второй стадии бывали практически все, и на третьей - многие. Само по себе это не так страшно, если вовремя остановиться и осознать, что происходит.

Как восстанавливаться?
Если вы заметили у себя признаки выгорания, срочно принимайте меры.

Обязательно выделяйте время для себя. Не по остаточному принципу, «когда получится», а совершенно обязательно. Если вы твёрдо будете знать, что, скажем, по субботам с ребёнком на несколько часов остаётся бабушка, а вы тем временем занимаетесь собой, пережить трудные моменты в течение недели станет гораздо легче.Подумайте, какие занятия вас восстанавливают? Бассейн, прогулка, встреча с друзьями, наведение красоты, валяние с книжкой, выход в свет с супругом, рукоделие, спорт… Всё, что лично вам помогает отдохнуть и расслабиться, должно присутствовать в жизни регулярно!
Устраивайте себе «тайм-ауты» до того, как подступит невыносимая усталость. Поставьте детям мультик и спокойно выпейте кофе или примите душ. В этот момент забудьте про предупреждения врачей, что телевизор дольше 15 минут в день - это вредно. Поверьте, мама на третьей стадии выгорания гораздо вреднее! Когда вы будете в лучшей форме, вы сможете играть и заниматься с детьми.Любыми способами избегайте хронического переутомления, особенно недосыпа. Пусть хозяйство будет не в идеальном порядке, но у вас останутся силы улыбаться детям. Находите время для совместных удовольствий и развлечений. Вместо генеральной уборки в воскресенье махните с детьми в парк или в кино. Пусть не все уроки будут сделаны, но поцелуй перед сном - это святое.
Если вам вдруг покажется, что вы поступаете эгоистично и безответственно, предаваясь отдыху в то время, как кто-то другой следит за ребёнком, напомните себе, что это вклад в ваше семейное благополучие и в будущее вашего ребёнка. Главное в жизни вашего ребёнка - это вы. Чудо уже произошло, вы встретились и теперь живёте одной семьёй. Помните, что вы берёте приёмного ребенка не для того, чтобы стать для него идеальным родителем, а для того, чтобы просто у него быть. Берегите себя!
Материал подготовлен по результатам семинара-тренинга психолога Л.В. ПЕТРАНОВСКОЙ