Как сорока подает голос. Где живет и чем питается сорока в природе? Закрепление пройденного материала
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
- побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
- развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
- обогащать сенсорный опыт;
- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- упражнять в согласовании существительных с глаголами;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
- приобщать к словесному искусству через сказки;
- формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
- формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
- формировать умение выполнять самомассаж;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
- совершенствовать навык различения звуков;
- развивать музыкальную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно ; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий ; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций к сказке;
- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
- создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
- подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
- корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
- подобрать речевой материал к физкультминутке.
Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.
Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,
Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)
Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?
– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)
II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)
(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)
– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).
Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.
III. Игра «Кто как голос подает?»
– Чик-чирик.
В. – Что он делает?
– Кар-кар.
В. – Значит, она что делает?
– Тинь-тинь-тинь.
В. – Что она делает?
– Ух-Ух-Ух.
В. – Что она делает?
– Тр-тр-тр.
В. – Что она делает?
– Трещит, стрекочет.
В. – Что делает дятел?
– Гур-гур-гур.
В. – Что они делают?
– Воркуют.
– Кто это? (Воробей)
– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)
– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)
– А сова? (Ухать) и т.д.
– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.
Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).
Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.
– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.
IV. Упражнение «Посчитай-ка».
– Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.
– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..
V. Игра с мячом.
В. – Поиграем с мячом.
В. – Если у сороки белый бок, то она какая?
– Белобокая.
В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?
– Желтогрудая.
В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?
– Красногрудый.
В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?
– Длиннохвостая.
В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?
– Чернокрылая.
В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?
– Сизокрылый.
– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».
– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).
– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».
– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.
VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».
В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.
На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.
В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».
В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?
– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.
В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
В. – Все мешочки положите на поднос.
– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).
– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.
– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.
– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.
– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.
– А сейчас будем наших друзей угощать.
– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)
– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?
VII. Рефлексия.
– Понравилась вам сказка, ребята?
– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?
– Что нового вы узнали сегодня?
– А кто сегодня был самый активный?
– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.
"В самом центре стола на очень красивой вазе с цветами сидели Сороки. Похолодев от ужаса, я стал осматривать стол. Ножи и вилки валялись где попало, сливочное масло было размазано по тарелкам и масляные отпечатки птичьих лапок разбегались по всей скатерти. Перец и соль довольно эффектно украшали измазанные осколки разбитой соусницы с острой приправой. И в довершение всего несравненные Сороки опрокинули на стол кувшин с водой.
В поведении преступниц было явно что-то подозрительное, решил я. Вместо того, чтобы немедленно удрать отсюда, они сидели с блестящими, ясными глазами среди изломанных цветов, мерно раскачивались и обменивались благодушными замечаниями. Одна из них, с цветком в клюве, поглядела на меня с минуту восхищенным взглядом, затем неуверенными шагами прошлась по столу и, не удержав на самом краю равновесия, грохнулась на пол. Другая Сорока весело хихикнула, засунула голову под крыло и мигом заснула. Меня поразило такое странное поведение птиц. Потом я заметил на полу разбитую бутылку пива и сразу все понял. У Сорок тут был собственный пир, и они хватили лишнего. Поймал я их без труда, хотя та, что была на столе, пыталась спрятаться под измазанной маслом салфеткой и притвориться, что ее там нет."
«Сорока-сорока кашку варила, деток кормила…» эти строки знакомы, наверняка, каждому. Для некоторых, возможно, это и было первым знакомством с птичьим миром нашей планеты. Огромное количество стихотворений, сказок и различных детских потешек посвящено этой удивительной птице.
Картинки сороки украшают огромное количество книг, они всегда необычные и яркие. Что же на самом деле это за птица? Обратим внимание на описание птицы сороки . Внешнего отличия между самцами и самками нет, хотя самцы немного тяжелее, их вес составляет чуть больше 230 граммов, в то время как самки весят около 200 граммов.
В большинстве случаев такая разница совершенно незаметна, и зрительно её определить не представляется возможным. В длину сороки могут достигать 50 сантиметров и иметь размах крыльев приблизительно 90 сантиметров.
Окрас этой птицы неповторим и его знают многие: черно-белая цветовая гамма составляет всё оперение . Голова, шея, грудь и спина чёрного цвета с характерным металлическим отливом и блеском.
В лучах солнца на чёрном оперении можно заметить едва уловимые фиолетовые или зелёные оттенки. Живот и плечи у этой птицы белые, бывает, что и кончики крыльев также окрашены белым цветом. Именно из-за белых частей стали называть птиц — сорока белобока .
И, конечно же, длинный чёрный хвост. Хотя, по сути, перья у этой птицы только двух цветов, но если понаблюдать за сорокой некоторое время, то можно увидеть великолепную игру оттенков и переливов, неповторимого блеска.
Однако, весна – не самое лучшее время для разглядывания окраса птицы, так как цвета становятся блёклыми и не такими впечатляющими. Это связано с линькой у птиц. По этой же причине, особенно у самцов в начале лета крайне сложно определить окрас оперения.
Молодые сороки имеют почти идентичный окрас, но всё же не такой богатый как у взрослых особей. Наверное, именно стремясь обзавестись великолепным оперением, в первый раз молодые сороки начинают линять немного раньше срока. Они меняют всё оперение и теперь их не отличить от остальных. Фото сороки наглядно демонстрируют особый внешний вид птицы.
Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делаю они это очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный.
Сороку нельзя причислить к известным птицам-певцам, но её голос можно услышать достаточно часто. Стрёкот сорок очень специфичный и спутать его с другими пернатыми просто невозможно. Темп этого стрёкота служит своего рода сигналом для остальных птиц, чаще всего быстрые и отрывистые звуки птицы предупреждают об опасности.
При таких быстрых звуках птицы разлетаются, если же темп более медленный, то сороки настораживаются и останавливаются. Вот так с помощью однообразных, на первый взгляд, звуков происходит обмен важной информацией между птицами.
Ещё одними «словами» сороки являются «киа» или «кик». Было замечено, что именно с их помощью сорока сообщает о своей территории.
Обычно они издают такие звуки, находясь в кроне деревьев. Достаточно часто можно услышать и более длинные крики, их голос издаёт что-то подобное «чакр», «чирк» или «чара». В зависимости от протяжности и интонации эти крики также имеют своё особое значение и служат для общения.
Голос птицы сороки может сказать много не только остальным птицам, но и животным , например, эти птицы оповещают о приближении охотника. И это только малая часть того, что известно о птичьем разговоре.
Характер и образ жизни сороки
Интересно, сороки перелётные птицы или нет ? Ведь летом нечасто увидишь в городе сороку, все больше воробьи и , а вот зимой в кормушки заглядывают и сороки. Оказывается, сороки относятся к птицам, они никогда надолго не улетают от своего жилища. В местах, где обитает их большое количество, они иногда образуют стаи и таким образом вместе кочуют.
Чаще всего такое можно наблюдать в осеннее время. К зиме, когда наступают холода и выпадает много снега, сороки вместе с воронами и галками разлетаются по селам и нешумным маленьким городам, где гораздо легче найти себе корм. Таким образом, являются сороки зимующими птицами .
Сорок, правда, не всегда приветствуют жители, так как птицы то и дело стремятся утащить что–то съестное. Даже злые собаки им не помеха, они обманывают их, отвлекают и объедают. Но сороки – дикие птицы , поэтому приручить их не получается.
В остальное же время сороки живут парами. Иногда можно увидеть и небольшую стайку из 5-6 птиц, вероятнее всего это семья, в которой присутствуют сороки до года. Они стараются держаться недалеко друг от друга. Это помогает защищать, а в случаи необходимости и воевать, за территорию.
Про птицу сороку говорят, что они очень умные, они проворные, хитрые и ловкие. Существует даже особый язык, на котором птицы способны сообщать друг другу необходимую информацию.
Размножение и продолжительность жизни
Сороки являются парными птицами, и для них характерно то, что к выбору партнёра птицы относятся очень серьёзно и ответственно. Образовывают пары эти птица уже в первый год своей жизни. Но первое спаривание у этих птиц происходит только лишь на втором году жизни, уже весной следующего года пара заботится о построении гнезда и птенцах.
Гнездо у этих птиц имеет особую конструкцию и является уникальным строением в мире пернатых. Гнездо имеет большие размеры, но при этом оснащено так называемой «крышей», своеобразная колючая защита над гнездом. Строится жилище для будущего потомства из сухих веток, а сверху обмазывается грязью и глиной.
На фото гнездо сороки с яйцами
Лоток гнезда обычно сконструирован из травы, корней, листьев и шерсти животных. Работа действительно трудоёмкая, и это при том, что сороки строят несколько гнёзд, а затем определяются в котором им будет жить максимально комфортно. Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.
Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы. С этого времени обязанности и заботы за малышами касаются обеих родителей. Малыши имеют повышенный аппетит и обострённое чувство голода, поэтому родители должны обеспечивать им хорошее питание для полноценного роста и развития.
Взрослые особи трудятся безустанно для добычи нужного количества корма для своего потомства. Примерно через один месяц после рождения малыши готовы покинуть гнездо, но держатся они рядом с родителями. Вот такой большой семьёй птицы держатся целый год.
Известны случаи, когда сороки доживали до 30 лет, им были обеспечены очень хорошие условия проживания и питания. Однако, в обычных условиях сороки проживают значительно меньше, продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет.
Питание сороки
Сорока- чудо птица , так как питаются они разнообразной пищей и гурманами их назвать очень сложно. Сорока является всеядной птицей, она употребляет практически всё, что удаётся раздобыть. Сороки могут найти кость или утащить её хитростью у собаки, могут разорить гнездо, съесть яйца или только появившихся на свет птенцов.
Особенно весной, сороки часто скачут вблизи кустарников в поисках мелких гнёзд, в которых можно найти корм. Из-за этого нередко страдают другие птицы, но ничего не поделать, так устроена природа.
Иногда добычей сорок являются и мелкие грызуны, с которыми птицы расправляются благодаря своему сильному и мощному клюву.
Сороки довольствуются и более мелкими добычами, например, насекомыми, жуками, гусеницами. Кроме животной пищи, сороки рады и растительной. Они с удовольствием питаются орехами, зерновыми, семенами различных растений и плодами на деревьях.
Распространение
Стрекотание сороки
Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки - переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Чаще всего сорока издаёт стрёкот «Schackern» или «Schäckern» (слушать) из более или менее быстро следующих друг за другом рядов призыва с несколько каркающим «шэк шэк шэк». Schäckern - это предостерегающий крик и звуковой сигнал тревоги и служит защите округа. Невысиживающие сороки употребляют его, только если угрожает опасность. Возбуждение птиц особенно велико, если стрёкот быстрый и отрубленый. При медленном стрёкоте сороки останавливаются, однако при быстром улетают.
Для привлечения партнёра сороки используют тихое пение, очень сильно варьирующееся в зависимости от времени и особи. Оно может быть как ритмичным, так и аритмичным, часто в нём сочетаются мягкие звуки трели и высокие дудки. Отдельные птицы имитируют других животных. Тем не менее в большинстве случаев пение состоит из бурлящего, утробного болтания. Для обозначения своей территории сороки издают крики «киа», «кьяя» или «кик», находясь при этом высоко в кроне дерева у ствола. Птицы на гнезде просят высоким дребезжащим «пиррь». Трёх- четырёхнедельные молодые птицы отмечаются старым птицам двусложным призывом, звучащим «йшийак», «чьюк» или «чьюк-юк», который похож на призыв самки.
Часто сорока издает также длинные крики «чакр», «чирк», «чиррл» или «чара». В зависимости от интонации (мягко, жестко, долго, коротко) у этого призыва есть различные значения. Носовые и растянутые крики сороки могут звучать как «грэх».
Питание
Как и большинство врановых, сороки питаются самой разной пищей. В её рацион входят как мелкие млекопитающие, так и насекомые. Также сороки часто разоряют птичьи гнёзда, таская яйца и птенцов. А иногда даже таскают у собак кости. Живущие по соседству с человеком сороки не боятся украсть какую-нибудь пищу и у него.Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склёвывают зёрна и семена на полях.
Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.
Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.
Размножение
Сороки строят несколько гнёзд, из которых занимают лишь одно. Гнездо сороки шарообразной формы, построено из сухих веточек и прутиков, с боковым входом. Самка откладывает 5-8 яиц в апреле, после чего высиживает их в течение 17-18 суток.
Сорока в культуре
В германской мифологии сорока была как посланцем богов, так и птицей богини смерти Гелы , за что считалась в Европе вестником беды. Сорока-«воровка» была непопулярна в Средневековье ещё потому, что считалась питомцем ведьм. В противоположность этому в Азии сорока традиционно податель счастья, а у североамериканских индейцев - духовное существо, которое дружно с людьми.
Примечания
Ссылки
Категории:
- Животные по алфавиту
- Виды вне опасности
- Врановые
- Птицы Северной Америки
- Животные, описанные в 1758 году
- Птицы Европы
- Птицы Азии
Wikimedia Foundation . 2010 .
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- расширить кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
- побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;
- развивать умение узнавать изображения птиц по силуэтам (силуэтное изображение птиц);
- обогащать сенсорный опыт;
- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- упражнять в согласовании существительных с глаголами;
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
- развивать творческую самостоятельность в ответах на вопросы;
- приобщать к словесному искусству через сказки;
- формировать умения внимательно и заинтересованно слушать сказку;
- формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развивать координацию речи с движением (физкультминутка);
- формировать умение выполнять самомассаж;
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук (развитие мелкой моторики).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать музыкальную память через узнавание голосов птиц;
- совершенствовать навык различения звуков;
- развивать музыкальную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: существительные – снегирь, синица, корм, семена, зерно ; прилагательные – желтогрудая, красногрудый, белобокая, чернокрылая, сизокрылая, длиннохвостая, крупный, мелкий ; глаголы – каркает, свистит, трещит, стрекочет, чирикает, воркует.
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций к сказке;
- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К.Д. Ушинского;
- создание силуэтных картинок, предметных картинок, деревянной кормушки;
- подобрать звуки вьюги, голоса зимующих птиц;
- корм для птиц: хлебные крошки, семечки, сушеные ягоды;
- подобрать речевой материал к физкультминутке.
Оборудование: видеоролик «Зимующие птицы», картинки (дятел, сова, голубь, воробей, синица, сорока), телевизор, кормушка, корм для птиц, шесть мешочков, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М.Ю. Картушина)
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся –
Словно наше солнышко.
Восп-ль: На занятии прошу вас говорить внятно и понятно,
Стараемся правильно выговаривать все слова. На вопросы отвечаем полными предложениями.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
– Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
– Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
– Что ты услышал? (Я услышал шаги по снегу. Я услышала, как вьюга воет. Я услышал треск деревьев. Я услышал, пургу. И т.д.)
Тогда я расскажу вам сказку, а чем она закончится – мы придумает вместе. Хорошо?
– Сказка называется «Проказы Матушки-Зимы». Однажды, разозлилась Матушка – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери Зиму не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Зима разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. (Звучат голоса птиц)
II. Игра «Силуэты» (голоса птиц)
(Картинки – силуэты в черно-белом цвете)
– Вы правы, это силуэт (дятла, совы, сороки и воробья и т.д.).
Так вот, не помогли Матушке – Зиме вьюга и метель. Птицы и в метель голоса свои друг – другу подавали, да дорогу найти товарищам помогали.
III. Игра «Кто как голос подает?»
– Чик-чирик.
В. – Что он делает?
– Кар-кар.
В. – Значит, она что делает?
– Тинь-тинь-тинь.
В. – Что она делает?
– Ух-Ух-Ух.
В. – Что она делает?
– Тр-тр-тр.
В. – Что она делает?
– Трещит, стрекочет.
В. – Что делает дятел?
– Гур-гур-гур.
В. – Что они делают?
– Воркуют.
– Кто это? (Воробей)
– Значит, он, что будет делать? (Он будет чирикать)
– Ворона как будет просить о помощи? Что она будет делать? (Каркать)
– А сова? (Ухать) и т.д.
– Так и помогали птицы друг другу. Все дорогу нашли к кормушке.
Физкультминутка «Птички» (дети выполняют упражнения, повторяя их за воспитателем).
Маленькие птички, птички-невелички,
По лесу летают, песни распевают.
Буйный ветер налетел, птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.
– Пуще прежнего разозлилась Матушка-Зима. Позвала Зима на помощь стужу лютую. Еще холоднее стало на улице. Но птицы и тут не унывают – находят кормушки, которые для них люди сделали и холод им сытым не страшен.
IV. Упражнение «Посчитай-ка».
– Посмотрите - на дерево прилетело много птиц.
– Давайте теперь сосчитаем птиц, которые сидят на дереве.
Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей..
V. Игра с мячом.
В. – Поиграем с мячом.
В. – Если у сороки белый бок, то она какая?
– Белобокая.
В. – Если у синицы желтая грудка, то она какая?
– Желтогрудая.
В. – Если у снегиря красная грудь, он какой?
– Красногрудый.
В. – Если у сороки длинный хвост, то она какая?
– Длиннохвостая.
В. – Если у вороны черное крыло, то она какая?
– Чернокрылая.
В. – Если у голубя сизое крыло, то он какой?
– Сизокрылый.
– Итак, собрались птицы у кормушки. Обрадовалась Зима: «Вот тут я их и заморожу! Замолчат они, и будет тишина и покой!».
– Подула она на птиц холодом. Давайте покажем, как она это делала: сделали вдох через нос, а выдох будем делать через рот сильный, губы вытянуты трубочкой, воздушная струя холодная. Подставьте руку, чтобы почувствовать холод Зимы. Следите за моей рукой. (Под звуки вьюги дуют два – три раза).
– Давайте согреемся и сделаем массаж «Наступили холода».
– Подула зима, да не тут-то было. Подошли к кормушке ребята и покормили птиц.
VI. Игра «Чем угостим?» и игра «Угадай на ощупь».
В. – Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.
На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, пшено, зерно, сушеные ягоды рябины, хлебные крошки, сало.
В. – Подойдите, посмотрите корм для птиц здесь насыпан?
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
В. – А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».
В. – Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?
– Даша, скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю еще 2-3-х детей.
В. – Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили. Дети развязывают мешочки и называют, что в них.
В. – Все мешочки положите на поднос.
– Ребята, вы знаете, что птицы любят кушать? (Птицы любят крошки, зёрна, семечки).
– Синички больше всего любят сало, но оно должно быть несолёное.
– А что любит снегирь? Любимое лакомство снегиря ягоды рябины, калины, шиповника, семена.
– Воробьи любят разный корм, но особенно семечки.
– А что же любит сорока? Сорока больше всего любит зерно.
– А сейчас будем наших друзей угощать.
– Кому ты подаришь кусочки сала? (Я даю кусочки сала синице).
– Кого ты угостишь семечками? (Я угощу семечками воробья).
– Кому ты отдашь ягоды? (Я отдам ягоды снегирю).
– А чем можно угостить сороку? (Сороку можно угостить зерном).
– Поклевали птицы у кормушки и запели, на разные голоса. Поняла зима, что ни с кем она справиться не смогла. Как бы нам сказку закончить? (Варианты детей)
– Ребята, а как обычно заканчиваются русские народные сказки?
VII. Рефлексия.
– Понравилась вам сказка, ребята?
– Мне запомнилось, как вьюга все замела, и было видно только силуэты птиц. А что вам больше всего запомнилась?
– Что нового вы узнали сегодня?
– А кто сегодня был самый активный?
– Вот вам подарок от матушки-зимы. Она просит вам передать эти сладкие карамели и ее извинения, за то, что она проказничала.