Все о тюнинге авто

Осанка ребенка и приемы ее коррекции. Формирование правильной осанки у детей

Первое впечатление о человеке формируется, в том числе и по тому, насколько ровно он держит спину, то есть по правильной осанке. Помимо благоприятного воздействия на окружающих, это еще и залог здоровья человека. Неправильная осанка влечет, кроме излишней нагрузки на позвоночник, множество проблем в работе всех систем и органов, в первую очередь, опорно-двигательного аппарата.

Люди высших классов по всему миру очень внимательно следили за осанкой детей с самого раннего возраста. Сегодня родители мало обращают внимание на то, как ребенок держит спину . В бесконечных родительских заботах, они следят за питанием, поведением, обучением своего малыша, а про нарушение осанки у детей дошкольного возраста родители узнают у врача, когда проблема уже появилась.

Тело ребенка стремительно растет, поэтому и формирование осанки происходит до 24-летнего возраста. Искривление позвоночника у детей школьного возраста может быть вызвано множеством факторов, поэтому его здоровье стоит проверять ежегодно. Правильная осанка характеризуется по следующим признакам:

  • Туловище расположено вертикально;
  • Грудная клетка развернута;
  • Мышцы живота подтянуты;
  • Лопатки расположены близко друг относительно друга;
  • Плечи отведены.

Патологией считают любые нарушения этих признаков. Врачи выделяют три степени искривления позвоночника:

  • 1 степень – ребенок способен держать спину прямо и ровно, но забывает об этом, и в свободном положении его осанка нарушена;
  • 2 степень – неровное положение позвоночника исправляется, если ребенок висит на турнике и при распрямлении тела.
  • 3 степень – нарушения сохраняются даже при висе на перекладине.

Почему портится осанка?

Причины нарушения осанки у детей могут быть как врожденными, так и приобретенными. Нарушения, выявленные сразу после родов могут быть вызваны внутриутробными отклонениями при формировании позвоночного столба, родовыми травмами. Чаще всего искривления позвоночника носят приобретенный характер.

  • Читайте также:

Причинами, по которым у ребенка нарушается осанка, могут стать социальные условия, а именно:

  • Малоподвижный образ жизни;
  • Неудобная мебель, ее несоответствие росту ребенка;
  • Плохое освещение рабочего стола;
  • Ношение портфеля на одном плече или использование вместо него сумок или пакетов и др.

Во все перечисленных ситуациях у ребенка фиксируется неправильное положение, в котором он находится длительное время, а со временем привычка сохраняется. Также на формирование осанки у детей дошкольного возраста влияет и то, как взрослые ухаживают за ними в грудном возрасте.

Для осанки неблагоприятны ношение малыша на одной руке, присаживания ребенка до пяти – шести месячного возраста, попытки ставить малыша на ноги слишком рано, а также нахождение ходящего ребенка при прогулке постоянно только с одной стороны от родителя.

  • Читайте также: .

Также развитию правильной осанки сильно мешают следующие факторы здоровья:

  • Недостаточность нагрузки на мышцы;
  • Лишний вес;
  • Гипотрофия;
  • Неразмеренный режим дня;
  • Недостаточное потребление в пищу витаминов и минеральных веществ;
  • Соматическая ослабленность.

Последствия плохой осанки

Неправильная осанка у ребенка, когда организм еще только формируется, неизбежно приводит к массе неприятностей, а именно:

  • Внутренние органы опускаются, происходит их сдавливание, в результате чего могут развиваться болезни или нарушения всем систем и органов;
  • Из-за нарушения нормального кровообращения становится хуже память, появляются головные боли, быстрая утомляемость;
  • Объем легких заметно уменьшается;
  • Появляются боли в области спины, ребенку становится тяжело долго сидеть;
  • Появляется одышка, отставание в физическом развитии и другое.

Если осанка нарушена со смещением позвоночной оси в сторону, это состояние называют сколиотической дугой. От настоящего сколиоза ее можно отличить лишь путем рентгенографии. Но тем не менее, это заболевание не менее опасно, чем сколиоз и серьёзные искривления влекут за собой инвалидность.

  • Возможно вам нужна информация:

Более других подвержены сколиозу девушки от 11 до 14 лет, когда она очень быстро растет, и при этом начинается половое созревание. Это происходит вследствие того, что мышечная масса не успевает за быстрым ростом скелета. Искривления позвоночника могут сопровождаться возникновением позвоночного горба. Во время осмотра такого ребенка, у него можно заметить большое выпячивание в области груди. У таких детей появляются боли в области груди, им становится сложно просто опереться на спинку стула.

  • Читайте также:

Лечение и профилактика

Скелет человека, в том числе и позвоночник, начинает формироваться задолго до рождения человека и продолжается вплоть до его взросления. Особенно важным является период до года, когда ребенок очень стремительно учится владеть своим телом: держать голову, сидеть, стоять ходить. В это время важно не навредить позвоночнику ребенка. В этом помогут некоторые рекомендации:

  • Не приучайте малыша спать на мягком и не усаживайте его на подушки.
  • С самого рождения ребенка стоит периодически выкладывать на животик, а после трех месяцев его бодрствование должно проходить преимущественно в таком положении.
  • Не стоит водить ребенка за руки до того, пока он не научился ходить. То же самое касается и присаживания малыша – не стоит сажать его в стульчик, между подушек или на коленки до того, пока он не начал делать этого самостоятельно.
  • Не стоит постоянно таскать ребенка на одной руке.
  • Следить за тем, насколько правильно малыш держит спину при сидении на стуле можно уже с двух – трех лет.

Особо внимательно нужно следить за правильной осанкой у школьника, поскольку повышенные нагрузки при длительном сидении за партой или у компьютера провоцируют развитие нарушений осанки у подростков.

Положение человеческого тела регулируется бессознательно, это происходит на уровне рефлексов. Привычная вертикальная поза называется осанкой, ее основная функция – правильное распределение нагрузки на опорно-двигательную систему, обеспечение баланса мышц. Хорошая выправка дополнительно предотвращает развитие разных нарушений.

Формирование осанки

За поддержание тела в вертикальной позиции отвечает позвоночный столб и мышцы спины. Осанка человека зависит преимущественно от наследственных факторов и генетических особенностей, но на ее формирование можно повлиять и с помощью внешних условий. Укрепление мышечных структур происходит еще в младенчестве, когда ребенок впервые подтягивается на ручках, учится сидеть и стоять.

По мере взросления осанка у детей может подвергаться нарушениям, поэтому родители должны пристально следить за выправкой малыша и корректировать ее (при необходимости) посредством:

  • физических упражнений;
  • массажа;
  • ношения специальных приспособлений;
  • ортопедической мебели, обуви.

Как проверить осанку у ребенка?

Организм каждого человека индивидуален, но строение позвоночника должно отвечать определенным критериям. Есть простой способ, как проверить осанку детей самостоятельно, без специального оборудования. В домашних условиях потребуется только ровная стена с отсутствием плинтуса или прямая дверная коробка. Тестирование займет около 10-15 минут.

Хорошая осанка

Оценить выправку ребенка можно с помощью следующих методов:

  1. Рассмотреть ровно стоящего малыша сзади. Красивая осанка характеризуется симметричностью лопаток, ягодичных складок, изгибов талии.
  2. Посмотреть на ребенка сбоку. Грудная клетка должна быть слегка приподнята, а таз и ягодицы отведены немного назад, ноги выпрямлены.
  3. Попросить малыша наклониться, не сгибая колени, опустить руки вниз. Ребенок должен достать кончиками пальцев рук до пола.
  4. Проверить выправку у ровной стены или дверного проема. Правильная детская осанка – это когда к поверхности прижат затылок, ягодицы и пятки. Такое положение не должно вызывать дискомфорта или особых усилий.

Посредством выполнения описанных выше тестов можно предварительно выявить признаки искривления позвоночника у детей. При тщательном осмотре ребенка они заметны даже визуально. Нарушение осанки у детей характеризуется такими особенностями:


  • несимметричность ягодичных складок, лопаток и талии;
  • выраженные изгибы позвоночника, сутулость хорошо видны сбоку;
  • ребенок не достает пальцами до пола в наклоне;
  • малышу неудобно или больно ровно стоять у стены.

Причины нарушения осанки

Существуют врожденные и приобретенные факторы, провоцирующие рассматриваемую проблему. К первой группе относятся следующие причины:

  • дисплазия соединительных тканей;
  • внутриутробные патологии формирования позвоночного столба;
  • миотонический синдром;
  • и другие заболевания.

Приобретенное нарушение осанки у детей возникает на фоне таких патологий, как:

  • неправильное физическое развитие в младенческом возрасте (раннее высаживание, попытки научить ходить);
  • туберкулез;
  • низкая активность (гипокинезия);
  • остеохондропатия;
  • плохие социально-гигиенические условия;
  • неудобное учебное место («осанка школьника»);
  • полиомиелит;
  • рахит;
  • переломы позвоночника;
  • укорочение конечности;
  • зрительные и слуховые патологии;
  • ожирение;
  • соматическая расслабленность и другие.

Ребенок сутулится – что делать?

Родители должны обращать внимание на малейшие признаки искривления позвоночника. Формирование правильной осанки происходит у детей на протяжении нескольких лет. К 20 годам изгибы позвоночного столба почти невозможно исправить консервативными методами, поэтому с нарушением выправки важно сразу записаться к специалисту.

Ребенок сутулится – к какому врачу идти?

Определить степень и форму болезни опорно-двигательного аппарата, назначить корректную терапию, сможет только квалифицированный доктор. Сначала необходимо узнать, какой врач лечит искривление позвоночника у детей в ближайшей клинике. По описываемому вопросу консультируют специалисты 3-х профилей:

  • вертебролог;
  • детский травматолог;
  • ортопед.

После тщательной диагностики доктор назначит индивидуальный курс лечения, который включает:

  • прием медикаментов;
  • ношение специальных ортопедических приспособлений (поясов, стелек и других);
  • физиотерапию;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • переоборудование учебного места;
  • использование ортопедической мебели для сна.

Выпрямление осанки всегда предполагает регулярное выполнение специальной гимнастики. Она направлена на укрепление мышц спины, их растягивание и повышение эластичности. Упражнения для осанки для детей:


  1. Лежа на полу, хорошо потянуться.
  2. Прижать пятки друг к другу, согнуть ноги в коленях. Одновременно развести руки в стороны и подтянуть стопы к ягодицам.
  3. Согнуть ноги в коленях, руки вытянуть за головой. Обе ступни поставить на пол. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, стараясь прикоснуться коленом к груди.
  4. Принять предыдущее исходное положение. Одновременно поднимать вверх прямые ноги.
  5. Сесть на полу в позе «лотоса». Держась ладонями за голени, плавно опуститься назад и «покататься» на округлой спине.
  6. Лечь, руки развести в стороны. Ноги, немного согнутые в коленях, перекидывать с одной стороны на другую.
  7. Ползти, прижав живот к полу. Поочередно отталкиваться левой и правой ногой.
  8. Выполнить упражнение «лодочка».
  9. Отжаться несколько раз.
  10. Сесть на пол с опорой на колени. Руки – на талии. Приподниматься и садиться, дотрагиваясь ягодицами до пяток.
  11. Встать на четвереньки. Поочередно поднимать прямые руки и ноги с противоположных сторон (левая рука, правая нога и наоборот).
  12. Сделать упражнение «кошечка».
  13. На полу с опорой на колени «заваливаться» то влево, то вправо.

Массаж при искривлении позвоночника у детей

Указанная методика лечения назначается доктором и выполняется только профессионалом. Мануальная коррекция осанки помогает укрепить мышцы, нормализовать кровообращение, снизить болевой синдром и выпрямить позвоночник. Важно, чтобы манипуляции проводились правильно, короткими курсами, поэтому лучше сразу обратиться к опытному массажисту. Самостоятельные попытки терапии спровоцируют дополнительное нарушение осанки у детей. Некорректные мануальные воздействия могут ухудшить патологию и привести к осложнениям.

Профилактика нарушений осанки

Если ребенок сутулится, в этом всегда виноваты взрослые, не уследившие за формированием выправки малыша с ранних лет.

Для профилактики искривлений позвоночника и развития правильной осанки необходимо следовать простым рекомендациям

  1. Обеспечить ребенку рациональное питание и режим дня.
  2. Уделять время прогулкам и активным играм.
  3. Не ставить и не высаживать грудничков слишком рано.
  4. Оборудовать учебное место в соответствии с возрастом и пропорциями тела ребенка, приобрести подходящий стол, стул для осанки.
  5. Позаботиться о хорошей освещенности мест, где малыш читает, пишет и рисует.
  6. Удобно организовать спальню, купить ортопедический матрас.
  7. Постоянно следить за положением тела ребенка, мягко напоминать ему о необходимости выпрямиться, особенно если происходит нарушение осанки у подрастающих детей.
  8. В случае обнаружения искривлений сразу обратиться к специалисту.

Правильная осанка - это залог хорошего здоровья. К сожалению, люди не рождаются уже сформированной осанкой. Над этим нужно работать. И именно в дошкольном возрасте лучше начинать прививать правильные привычки и приучать детей к здоровому образу жизни.

Всегда приятно смотреть на человека, у которого расправлены плечи, прямая спина и легкая походка. Такие люди более уверены в себе. И наоборот, печально видеть сутулого прохожего, со сгорбившейся спиной. И это только внешние факторы. Неправильная осанка приводит к осложнениям внутренних органов. Нарушается работа дыхательной и центральной нервной системы, сокращается объем легких и появляется одышка. Поэтому очень важно с детства обратить внимание на формирование осанки.

Осанка: основные понятия

Осанка это привычная поза, при которой спина человека находится в вертикальном положении. В первые годы жизни у детей формируются естественные изгибы позвоночника. К тому времени, когда ребенок идет в школу эти изгибы определяются более четко. Сам позвоночник начинает формироваться в процессе развития и роста ребенка.

Признаки правильной осанки:

  • ключицы находятся на одном уровне;
  • если смотреть сзади, лопатки и плечи расположены симметрично;
  • голова, бедра и туловище на одной линии;
  • живот втянут;
  • ноги имеют одинаковую длину.

Виды нарушения осанки

Чтобы понять есть ли нарушения у ребенка, нужно поставить его прямо. Если лопатки сильно выступают, а голова и плечи наклонены вперед, время принимать меры.

Виды нарушения осанки:

  • сутулость;
  • плоская спина;
  • плосковогнутая спина;
  • круглая спина;
  • кругловогнутая спина;
  • вялая осанка.

Одним из распространенных нарушений у детей является сутулость. Дети не умеют себя контролировать, поэтому во время чтения или игр за компьютером, спина расслабляется и округляется, плечи опускаются вперед. Это приводит к сутулости. Если вовремя не принять меры, вырастет горб, сердце и легкие перестанут нормально работать.

Дефекты круглой или кругловогнутой спины зарождаются еще в раннем возрасте. Начинать вставать, ходить и сидеть ребенку нужно в свое время. Именно в этом возрасте может начать формироваться дефект. Для него характерны опущенные плечи, сильный прогиб в позвоночника и наклоненная вперед голова.

У детей, отстающих в развитии или наоборот, быстроразвивающихся, может наблюдаться плоская или плосковогнутая спина. Такие малыши быстро устают, плохо справляются с различными нагрузками, жалуются на головные боли. Как правило, это нарушение осанки приводит к развитию .

Вялая спина наблюдается у детей в дошкольном возрасте. Это является первым признаком при нарушении осанки. Такая проблема возникает, когда ребенок мало двигается, у него не особо развита мускулатура, имеется избыточный вес, слишком долго сидит за столом.

Три степени нарушения осанки

Первая: небольшие изменения в нарушении осанки. Легко исправляются при помощи волевых усилий. В основном встречается у дошкольников.

Вторая: признаков искривления осанки становится больше. Одних усилий для выпрямления позвоночника недостаточно. Если взять ребенка за подмышечные впадины и приподнять, нарушение устранятся. Осанку можно исправить при помощи специальной оздоровительной физкультуры.

Третья: когда уже нарушения осанки плохо поддаются излечению.

Факторы, влияющие на осанку детей

Тест: как определить есть ли нарушения осанки

Сделать это просто. Ставим ребенка к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки были плотно прижаты к боковой поверхности. Если осанка правильная, то такая поза не вызовет никаких неудобств. В случае нарушения, ребенку довольно сложно будет справиться с такой просьбой. А уж тем более отойти от стены и пробыть в таком положении некоторое время.

Формируем правильную осанку у детей

Упражнения для правильной осанки

  • Разгружаем позвоночник. Два раза в день лежим на твердой поверхности. Достаточно 15 минут для каждого раза.
  • Турник. Висим в спокойном состоянии на турнике. По времени: на сколько хватит сил.
  • Прямая спина. Встаем к стене, плотно прижав голову, ягодицы и пятки. Отходим от стены, приседаем и встаем, приняв правильное положение.
  • «Ласточка». Ноги вместе, руки опущены. При отведении одной ноги назад, руки разводим в стороны. Стоим полминуты. Затем меняем ноги.
  • Ходьба по комнате. Ходим, чередуя разные варианты: на носках, на пятках, на наружных краях стоп.

Игры для профилактики нарушения осанки

  • Игра с мячом. Направлена на укрепление плечевого пояса и хорошей осанки. Необходимо попасть в корзину мячом, кидая его двумя руками из - за головы.
  • Игра с веревкой. Для развития равновесия и укрепления мышц. На пол кладется веревка и дети ходят по ней, как по канату. При этом нужно стараться идти с ровной спиной, руки развести в стороны.
  • Игра с игрушкой. Хорошо укрепляет мышцы спины, помогает сохранять равновесие. Ребенок наклоняется вперед, на спину ему кладется мягкая игрушка. Он должен донести ношу до определенного места. При движении голову нельзя опускать и спину нужно держать ровно.

Средства реабилитации

Процесс реабилитации детей довольно длительный и состоит из физической, медицинской и психологической помощи.

ЛФК (лечебная физкультура)

Увеличивает физическую выносливость, укрепляет мышечную ткань, развивает координацию, учит управлять своим телом. Специальный комплекс упражнений, с учетом развития вашего малыша, поможет подобрать специалист.

Массаж

Показан при любых изменениях осанки, направлен на укрепление мышц, уменьшения болевых ощущений и снятия напряжения. Правильный вид массажа подберет специалист после обследования.

Гидрокинезотерапия (аквагимнастика)

В воде физические упражнения делать легче. Все движения выполняются под наблюдением специалиста. Учитываются разные степени нарушения осанки, поэтому комплекс занятий подбирается индивидуально. Метод не является медикаментозным, но в сочетании с гимнастикой дает превосходные результаты.

Климатолечение

При этом виде лечения необходимо выбрать наиболее подходящий климат именно для вашего малыша. Полезно проводить лечебные процедуры на свежем воздухе - воздушные ванны, купания, солнечные ванны. При выборе курорта лучше проконсультироваться с врачом, который разбирается в географических климатах.

Пелоидотерапия (лечение грязями)

Полезные микроорганизмы, входящие в состав целебных грязей оказывают расслабляющее, успокаивающее и обезболивающее действие на организм. Из-за того, что у детей еще плохо развит иммунитет, имеются противопоказания для терапии. Важно соблюдать рекомендации педиатра.

Бальнеотерапия

Процедуры для оздоровления, при которох используется пресная, морская или соленая вода. При нарушениях осанки полезен контрастный душ. Напор воды, ее состав, температура - все это в совокупности укрепляет опорно-двигательный аппарат, мышечную систему, способствует подвижности суставов.

Аппаратная физиотерапия

Аппараты для физиотерапии - это устройства, которые оказывают медицинское воздействие на ребенка через электрический ток, лазерное излучения, тепло, магнитное поле и др. Электрофорез помогает лекарственным препаратам глубже проникнуть через кожу, снимая болевые ощущения. В совокупности с другими процедурами такая терапия повышает эффективность лечения.

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

– изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Общие сведения

Нарушения осанки у детей - различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз , остеохондроз , межпозвоночная грыжа . Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии .

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков , образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы , прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея .

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита , туберкулеза , полиомиелита , переломов позвоночника , остеомиелита , вальгусной деформация стопы , плоскостопия , остеохондропатии , деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью , астигматизмом , косоглазием или тугоухостью , вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение , соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом , проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).