Все о тюнинге авто

Тест на скорость и гибкость мышления. Фиксированное мышление и мышление роста: два основных мировоззрения, которые формируют нашу жизнь Модифицированный онлайн-тест Струпа

Игра развивающая внимательность и скорость мышления.На экране появляется стая птиц. Сфокусируйтесь на центральной,не давая остальным отвлечь тебя и нажмите стрелочку, соответствующую направлению птицы. Хороший результат свыше 50-ти, у меня рекорд 63.

Speed Match Game

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума

Not a Match - Нет; Match - Да

Хороший результат свыше 50-ти, у меня рекорд те же 63.

Spatial Match Game

Ответить на вопрос: является ли предыдущий символ таким же какой показан сейчас?

Not a Match - Нет; Match - Да

Хороший результат свыше 50-ти, у меня рекорд 58.

Упражнение на скорость мышления «Быстроглаз»

Color Match

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Ответить на вопрос: совпадает ли название цвета слева и цвет слова справа.

Хороший результат свыше 40-ка, у меня рекорд 44.

Упражнение тест Струпа на гибкость мышления

Читать мы все умеем, и умеем довольно хорошо. А вот отойти от смысла слов по силам далеко не каждому. По крайней мере, без соответствующей тренировки. И тест Струпа – хорошая тренировка ума! Перед нами слово, написанное цветным шрифтом да ещё и обозначающее цвет… Какой цвет мы видим? А если попытаться отвечать как можно быстрее? А ещё быстрее?..

Brain Shift / Смена мозга

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Ответить на вопрос: является ли верхнее число четным, а буква в нижней клетке гласной.

Хороший результат свыше 4000 очков.У меня рекорд пока 4875.

The correct answer depends on context. see how fast your brain can change gears.

Brain Shift Overdrive

Ответить на вопрос:

Число четное? ……….буква гласная?

Число не четное? …..буква согласная?

Follow That Frog

Тест для тренировки зрительной памяти

Правила просты: повторите путь прыжков лягушки.

Для честной игры - не держите стрелку мышки на «нужном» месте, используйте память!:)

Memory Match

Онлайн игра на развитие мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Memory Match Overload

Онлайн игра для развития мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Moheycomb

Тест для тренировки зрительной памяти онлайн. Игра для развития памяти, внимательности мышления и интеллекта, тренировки мозга, развития ума.

Для развития памяти напоминаю: убирайте стрелку мыши с поля игры, запоминайте!:)

Playing koi

Простая игра на развитие памяти и внимательности: нажимать последовательно на всех китов.

Game for development of attention and memory. Free online.

Я и сам все знаю….

Почему ты так решил?

Потому, что я так решил!

(принцип «идиота»)

В статье «Формирование событий» я говорил, что мировоззрение человека складывается из нескольких факторов, главными из которых являются: воспитание, обучение и личный опыт. В каждое мгновение вашей жизни что-то да происходит. Поэтому ваш личный опыт обогащается информацией, поступающей из окружающего вас мира.

Кто-то сказал, что кто владеет информацией – тот владеет миром.

Утверждаю с полной уверенностью, что владение информацией ни чего еще не значит. Информацию нужно уметь применять на практике. Тогда и только тогда, имеющаяся информация приносит реальные плоды.

В подтверждение этого утверждения приведу простой пример из жизни.

У вас есть интернет. По сути, интернет – это информационная свалка, где есть мегатонны информации самого различного характера.

Вы можете, например, вписать в строку своего браузера поисковый запрос: «Как забить гвоздь». И получите в выдаче сотни, а то и тысячи страниц с описанием процесса забивания гвоздей: от научных теорий и математических вычислений, до самых экзотических способов гвоздезабивания.

Теперь с полной уверенностью можно утверждать, что вы владеете полной информацией о процессе забивания гвоздей.

И что вам это дало? Вы научились забивать гвозди? О, теперь вы эксперт в забивании гвоздей!

Вы владыка информации! Но повремените размахивать молотком, мой уважаемый «эксперт», пока не покалечили себя. Информация – это еще не навык и тем более не умение.

Только информация, воплощенная в действие, может научить чему-то новому, обогатив ваш личный опыт. Только забив десяток реальных гвоздей в реальную доску, поотшибав не раз свои пальчики, вы сможете с уверенность сказать, что умеете забить гвоздь. И только забив несколько тысяч гвоздей, вы сможете почувствовать себя профессионалом в этом деле.

Но и это еще не все!

Если вы стали профессионалом в забивании гвоздей, это еще не значит, что необходимо вколачивать их всюду, куда не попадя. Чтобы заштопать рубашку, - нужны иголка и нитка, а не молок и гвозди. Понимаете, о чем я говорю, не так ли?

Но и это еще не все!

Если вы эксперт по забиванию гвоздей молотком, но не имеете, ни малейшего представления о новых моделях молотков, гвоздезабивающих машинах и новейших приспособлениях, то вы обречены на проигрыш конкурирующим с вами «продвинутым гвоздезабивальщикам».

Думаю, вы поняли, что я хотел показать на этом примере.

Беда в том, что многие люди, получив какой-либо опыт в решении (или в отсутствии решения) какой-либо ситуации, начинают НАКЛАДЫВАТЬ ЭТОТ ОПЫТ НА ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПОДОБНЫЕ СИТУАЦИИ.

Получается так, что ситуации хоть и схожие, но вот окружающие условия-то различны! А вот шаблон действия у многих людей – одинаков.

Вот вам еще пример, шаблонного мышления «эксперта-профессионала».

Допустим, вы всю жизнь прожили на крайнем севере и научились лихо одевать шубу и валенки перед выходом на улицу. Вы стали настоящим профи по надеванию шубы и валенок.

Но в тридцать лет вы очутились в пустыне. Жара +50! Ситуация изменилась! А вы так же, выходя на улицу, лихо натягиваете привычные шубу и валенки.

Смешно, не правда ли?

Все было бы смешно, если бы не было так грустно!

Ведь подавляющее большинство людей тупо по-идиотски стремятся приложить свой имеющийся опыт к любой ситуации без разбора. И плевать им на то, что ситуация и внешние условия изменились, хоть и остались в чем-то схожими с прошлым опытом.

А каково разочарование и удивление, когда опять получилось что-то «как всегда», хотя хотелось «как лучше»!

Отсутствие гибкости мышления, жесткая формализация поведения и отсутствие способности быстрой реакции на изменение обстановки – суть регулярного «облома по жизни».

Первый парень у девушки был негодяем, и теперь у нее все мужчины – козлы.

У парня не сложились отношения с девушкой, и теперь у него все бабы – б…ди.

Первая неудача в жизни, и теперь весь мир – бардак.

И этот однажды прописанный шаблон накладывается на возникающие в жизни ситуации снова и снова. Как результат – новые разочарования. А новые разочарования только еще сильнее укрепляют силу существующего шаблона. Итог: жизнь не удалась.

Но выход из этого замкнутого круга как всегда имеется.

Жизнь изменчива и текуча. И чтобы комфортно «плыть по течению» жизни, необходимо и самому быть гибким и текучим. Меняются события и ситуации, меняются условия и окружающая обстановка, меняются технологии и инструменты, и чтобы не отстать от жизни, необходимо постоянно учиться, осваивая нововведения и новые технологии. Только в этом случае вы сможете быть «в потоке» и держать руку на «пульсе» событий.

Предлагаю вам пройти небольшой тест, который поможет вам узнать, идете ли в ногу со временем.

Послушайте разговор молодых людей 14-19 лет. Если их беседа не напоминает вам разговор пришельцев из неведомого созвездия; если вы понимаете их сленг; если вы понимаете, о каких гаджетах, программах и технологиях идет речь; если вы чувствуете себя легко и свободно в компании молодых людей – поздравляю, вы достаточно быстры и гибки.

И поверьте, что совершенно не важно, сколько вам лет, и какой социальный статус вы имеете. Важна лишь личная скорость (способность ухватить изменения обстановки) и гибкость (подстроиться под изменения обстановки).

Нет нужды сломя голову бросаться осваивать все новшества современного мира. Но вот иметь представления об этих новинках необходимо. А что применять в своей жизни, или от чего осознанно отказаться – решать вам.

Вывод: Если вы говорите, что за год вы не изменились, то либо вы лжете, либо вы – идиот.

«Если вы воображаете меньшее, то меньше будет то, что вы, несомненно, заслуживаете.» – Дебби Миллмэн (Debbie Millman) в одной из лучших напутственных речей, когда-либо произнесённых в честь вручения дипломов, – «Делайте то, что вам нравится, и не останавливайтесь, пока не получите то, что любите. Работайте настолько усердно, насколько можете, представляйте себе необъятное... ». Этот совет фактически отражает то, что в современной психологии известно, как система убеждений о собственных способностях и потенциале, подпитывающей наше поведение и прогнозирующей наш успех. Многое из этого понятия связано с работой психолога Стэнфордского университета Кэрол Дуэк (Carol Dweck), изложившей его в замечательной книге (в оригинале Mindset: The New Psychology of Success / Мышление: Новая психология успеха). Это исследование силы наших убеждений, как сознательных, так и бессознательных, и того, как изменение даже самых простых из них может значительно повлиять практически на каждый аспект нашей жизни.

Одно из самых основных убеждений, имеющихся у нас о себе, которые Дуэк обнаружила в своём исследовании, связано с тем, как мы рассматриваем свою личность и как мы её оцениваем. «Фиксированное мышление» предполагает, что наш характер, интеллект и творческие способности – статичные данности, которые мы не можем значительно изменить, а успех – это подтверждение наличия интеллекта, оценка того, как эти данности соответствуют такому же фиксированному стандарту; стремление к успеху и избегание неудач любой ценой становится способом поддержания ощущения собственного ума и квалифицированности. С другой стороны, «мышление роста» процветает на проблемах и видит поражения не как доказательство нехватки интеллекта, а как трамплин для роста и развития наших способностей. Из этих двух образов мышления, которые мы проявляем с раннего возраста, проистекает наше поведение, отношение к успехам и неудачам в профессиональной и личной сфере и в итоге наша способность к счастью.

Последствия убеждённости в том, что интеллект и личность могут развиваться, а не находиться в неизменном состоянии, Дуэк обнаружила в исследовании с участием детей и взрослых, проведённом на протяжении двух десятилетий. Она пишет:

За двадцать лет мои исследования показали, что представление о самом себе, которое вы глубоко усваиваете, влияет на то, какую жизнь вы ведёте. Оно может определить, станете ли вы тем, кем хотите, сможете ли достичь того, что цените. Как это происходит? Как простое убеждение может преобразить вашу психологию и, как следствие, вашу жизнь?

Из убеждения, что ваши качества высечены в граните, - фиксированное мышление - создаётся острая потребность в том, чтобы самоутверждаться снова и снова. Если у вас лишь определённое количество интеллекта, определённый тип личности и определённый моральный облик, тогда вам ничего больше не остаётся, как доказывать, что этого добра у вас в достаточном количестве. Это делается, чтобы не выказывать или не чувствовать дефицит в этих самых основных характеристиках.

Я видела многих людей с всепоглощающей целью самоутвердиться – в классе, в карьере, в отношениях. Для них каждая ситуация – призыв подтвердить свой интеллект, индивидуальность или характер. Каждая ситуация анализируется по типу: смогу ли я добиться успеха или потерплю неудачу? Буду ли я выглядеть умным или тупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или проигравшим?...

Есть другой тип мышления, в котором эти черты – не просто выпавшие вам при раздаче «карты», с которыми приходится жить, постоянно пытаясь убедить себя и других, что у вас роял-флэш, в тайне переживая с парой десяток. В этом мышлении то, что у вас «на руках», это лишь отправная точка для развития. Такое мышление роста базируется на убеждении, что ваши основные качества это то, что вы можете развивать собственными усилиями. Конечно, люди отличаются своими изначальными способностями и склонностями, интересами и темпераментом, но каждый может измениться и расти, приложив усилия и усердие.

Верят ли люди с таким мышлением, что кто угодно может стать кем угодно, что любой человек с правильной мотивацией или образованием способен стать Эйнштейном или Бетховеном? Нет. Но они считают, что настоящий потенциал человека неизвестен (и непостижим); что невозможно предвидеть то, чего можно достичь годами энтузиазма, труда и обучения.

В центре того, что делает «мышление роста» настолько привлекательным, Дуэк обнаружила, что оно создаёт пристрастие к обучению, а не жажду одобрения. Его отличительная черта – убеждённость в том, что такие человеческие качества, как интеллект, творчество и даже способность к любви и дружбе, можно взрастить с помощью усилий и осознанной практики. Люди с таким мышлением не только не унывают при неудачах, но фактически они даже не воспринимают их как свой провал. Они видят ситуацию как процесс собственного обучения. Дуэк пишет:

Зачем тратить время, доказывая снова и снова, насколько вы хороши, когда вы могли бы становиться ещё лучше? Зачем скрывать недостатки, а не исправлять их? Зачем искать друзей или партнёров, которые будут лишь укреплять вашу самооценку, а не тех, кто бросит вызов вашему росту? И зачем выискивать проверенные и испытанные пути вместо опыта, который бросит вам вызов? Бросать вызов самому себе и упорство в этом, даже (или особенно) когда дела не ладятся, это отличительная черта мышления роста. Это установка, позволяющая людям преуспевать в самые трудные времена в своей жизни.

Эта идея, конечно, не нова, она – основное наполнение книг по самопомощи с пустыми банальностями вроде «ты можешь всё!». Отличительность работы Дуэк заключается в том, что она коренится в скрупулёзных исследованиях о том, как работает ум, – особенно ум развивающийся – выявляя не только ключевые факторы определённого образа мыслей, но и возможности их перепрограммирования.

Дуэк и её команда обнаружили, что люди с фиксированным мышлением видят риск и усилия в некотором роде как проявление своей недостаточности, своё несоответствие неким требованиям. Но:

Дело не только в том, что некоторые люди видят ценность в том, чтобы бросать себе вызов и признают важность усилий. Наши исследования показали, что это происходит непосредственно из мышления роста. Когда мы обучаем людей мышлению роста со свойственным ему акцентом на развитии, тогда следуют идеи о вызове и усилиях...

Как только вы начнёте понимать мышление роста и фиксированное мышление, вы точно увидите, как именно одно ведёт к другому. Как вера в то, что ваши качества высечены на граните, приводит к одним мыслям и действиям; и как убеждение, что ваши способности поддаются развитию, приводит к другим мыслям и поступкам, ведущим вас совершенно разными дорогами.
[...]

Образ мышления меняет то, к чему люди стремятся и то, что они рассматривают, как успех... он меняет определение, значение и влияние неудачи... он меняет глубочайший смысл усилий.

Дуэк приводит данные опроса 143 исследователей творчества, которые сошлись во мнении о том, что самый главный признак, лежащий в основе творческих достижений, заключается именно в гибкости и упорстве перед лицом неудач, связанным с мышлением роста. Она пишет:

Погружаясь в образ мышления, вы погружаетесь в новый мир. В одном мире – мире фиксированных качеств – успех связан с доказыванием, что вы умны или талантливы. Это самоутверждение. В другом мире – мире с изменяющимися качествами – это вызов самому себе с целью научиться чему-то новому. Это саморазвитие.

В одном мире ошибка воспринимается как провал. Получить плохую оценку. Проиграть в турнире. Попасть под увольнение. Получить отказ. Это значит, что вы не умный или не талантливый. В другом мире отказ воспринимается как признак не достаточного роста. Не достичь поставленной цели означает, что вы пока не реализовали свой потенциал.

В одном мире усилие – это плохо. Оно, как и провал, означает, что вы не умный или не талантливый. Будь всё иначе – усилия были бы ни к чему. В другом мире усилия – это то, что делает вас умным и талантливым.

Но её самое замечательное исследование то, в котором сообщается, почему присутствие важнее похвалы в обучении детей развивать здоровое отношение к достижениям. Оказывается, эти умонастроения зарождаются в очень раннем возрасте. В одном исследовании Дуэк и её коллеги предложили четырёхлетним детям на выбор: повторить простую головоломку или попробовать собрать более сложную. Даже эти юные личности действовали в соответствии с характеристиками одного из двух взглядов. Дети с «фиксированным» мышлением не стали рисковать, они выбрали простую головоломку, которая бы подтвердила их имеющиеся способности, по словам исследователей, ясно выражая свою веру в то, что умные дети не делают ошибок. Обладатели мышления роста подумали, что это странный выбор, сначала они недоумевали, почему кто-то хочет решать одну и ту же головоломку снова и снова, если они не научатся ничему новому. Другими словами, дети с фиксированным мышлением хотели убедиться, что они преуспели в том, чтобы казаться умными, а с мышлением роста хотели, бросить себе вызов, для них определение успеха в том, чтобы стать умнее.

Дуэк цитирует ученицу седьмого класса, прекрасно уловившую разницу:

Я думаю, что интеллект – это то, над чем вы должны работать... это не просто данность... Большинство детей, не будучи уверенными в правильности ответа, не поднимают руку, чтобы ответить на вопрос. Но я обычно поднимаю руку, потому что если я ошибаюсь, то моя ошибка будет исправлена. Или я поднимаю руку и спрашиваю: "Как это решить?" или "Я не поняла, вы можете мне помочь?". Просто делая это, я увеличиваю свой интеллект.

Всё стало ещё интереснее, когда Дуэк привела людей в Колумбийскую лабораторию мозговых волн, чтобы изучить, как их мозг ведёт себя, когда они отвечают на сложные вопросы и получают обратную связь. Она обнаружила, что обладатели фиксированного мышления были заинтересованы лишь в обратной связи, которая отражала их текущие способности, но игнорировали информацию, которая могла помочь им чему-нибудь научиться и развиваться. Они даже не проявляли никакого интереса к тому, чтобы услышать правильный ответ, когда допускали ошибку, отвечая на вопрос, потому что уже зачислили его в категорию неудач. Но обладатели мышления роста внимательно воспринимали информацию, которая могла помочь им расширить свои знания и умения, вне зависимости от того, правильно или ошибочно ответили на вопрос. Другими словами, их задача заключалась в обучение, а не в определении успех/провал.

В другом исследовании приняли участие сотни студентов, в основном подростки, которым Дуэк и её коллеги предложили решить по десять довольно сложных задач из теста на невербальный интеллект. Они похвалили всех за результаты, так как большинство справились очень хорошо. Но исследователи использовали два вида похвалы: одним студентам говорили «Ух ты, у тебя [x] правильных ответов. Это очень хороший результат. Должно быть, ты в этом умён», а другим «Ух ты, у тебя [x] правильных ответов. Это очень хороший результат. Должно быть, ты действительно упорно работал». Другими словами, одних хвалили за способности, а других – за усилия. Выводы разительные:

Похвала за способности вогнала студентов в фиксированное мышление, и они стали проявлять все его признаки: когда мы предложили им выбор, они отказались от сложных новых задач, решая которые могли бы ещё чему-то научиться. Они не хотели делать ничего, в чём могли бы проявиться их недостатки или что поставило бы под сомнение их талант.
[...]

Но студенты, которых похвалили за усилия, вели себя иначе. 90% из них захотели браться за новые сложные задачи, чтобы можно было ещё поучиться.

Если успех подразумевал, что они умные, то отсутствие успеха означало, что они недостаточно умны.

Для детей, которых хвалили за старания, трудности послужили лишь указанием на то, что им придётся приложить больше усилий, но не стали признаком неудачи или их низкого интеллекта. Оба мышления также повлияли на уровень получаемого удовольствия. Всем понравился первый раунд с лёгкими вопросами, с которыми они справились. Но как только задачи усложнились, они разонравились детям, которых хвалили за способности, а тем, которых хвалили за усилия, не только по-прежнему нравились задания, но они даже сказали, что от более сложных задач получают ещё больше удовольствия. У последних также значительно улучшилась производительность, когда вопросы стали сложнее, в то время как у первых результаты всё ухудшались, будто они разочаровывались в образе мыслей «успех или провал».

В фиксированном мышлении несовершенства зазорны, особенно если вы талантливы, поэтому они солгали. Что вызывает беспокойство, так это тот факт, что мы взяли обычных детей и превратили их в лгунов, просто говоря им, что они умные.

Это иллюстрирует основное различие между двумя менталитетами: для тех, у кого мышление роста, «личный успех – это когда ты работаешь изо всех сил, чтобы стать ещё лучше»; а для тех, у кого фиксированное мышление, «успех связан с установлением своего превосходства». Для последних неудачи – приговор и ярлык. Для первых – мотивирующая информация, которая открывает глаза.

Но одно из самых глубинных проявлений это понятие находит не в бизнесе или в обучении, а в любви. Дуэк обнаружила, что люди демонстрировали всё ту же дихотомию в личных отношениях. Обладатели фиксированного мышления считали, что их идеальный партнёр вознесёт их на пьедестал и заставит чувствовать себя идеально, словно объект для поклонения. В то время как люди с мышлением роста предпочитали видеть своим партнёром человека, который признает их недостатки и с любовью поможет с ними справиться, того, кто побудит их к изучению чего-то нового, чтобы узнавать неизведанное и становиться лучше. Фиксированное мышление, оказывается, лежит в корне наших самых токсичных культурных мифов об «истинной любви». Дуэк пишет:

Мышление роста подразумевает, что всё это может развиваться. Вы, ваш партнёр и отношения способны к росту и переменам.

При фиксированном мышлении идеал сформирован, совершенен и у вас с ним пожизненная совместимость. Как и полагается. На веки вечные. Чтобы как в сказке “и жили они долго и счастливо”.

Одна из проблем людей с фиксированным мышлением в том, что они ожидают, что всё хорошее произойдёт автоматически. Что партнёрам не придётся помогать друг другу решать свои проблемы или приобретать новые навыки. Что всё сложится по волшебству благодаря их любви, как это случилось со Спящей красавицей, которую пробудил поцелуй принца, или с Золушкой, чья жалкая жизнь вдруг преобразилась тоже с появлением принца.

То же самое относится и к мифу о телепатии. Фиксированное мышление предполагает, что в идеальной паре партнёры должны читать мысли друг друга и понимать друг друга с полуслова. Дуэк цитирует исследование, для участия в котором пригласили людей, чтобы поговорить об их отношениях:

Люди с фиксированным мышлением почувствовали угрозу и враждебность, когда разговор зашёл даже о небольших расхождениях в том, какими они и их партнёры видят их отношения. Даже незначительное несоответствие угрожало их убеждению, что они разделяют все взгляды друг друга.

Но самый разрушительный из всех мифов в отношениях это убеждение, что если над ними нужно работать, значит в них что-то ужасное и неправильное, а любое расхождение во мнениях или предпочтениях указывает на личные недостатки характера партнёра. Дуэк пишет:

Как нет великих свершений без неудач, так не бывает и отношений без конфликтов и проблем.

Когда люди с фиксированным мышлением говорят о своих конфликтах, они ищут виноватых. Иногда они винят себя, но чаще возлагают вину на своих партнёров, на недостатки в их характере.

Но и это ещё не все. Когда люди обвиняют личность своего партнёра в проблеме, они испытывают к нему гнев и отвращение.

А поскольку проблема исходит из фиксированных качеств, её нельзя решить. Поэтому люди с фиксированным мышлением, обнаруживая недостатки в своих партнёрах, относятся к ним презрительно и недовольны отношениями в целом.

С другой стороны, люди с мышлением роста могут признать несовершенство своих партнёров, не прибегая к обвинениям и сохраняя веру в полноценность своих отношений. Они рассматривают конфликты как проблемы в коммуникации, а не в личности или характере. Эта динамика справедлива как в романтических взаимоотношениях, так и в дружбе и даже в отношениях с родителями. Дуэк резюмирует свои выводы:

Когда люди вступают в отношения, они сталкиваются с партнёром, который отличается от них, а они так и не научились справляться с различиями. В хороших отношениях люди развивают эти навыки, оба партнёра растут и отношения углубляются. Но чтобы это происходило, люди должны чувствовать, что они заодно... В атмосфере растущего доверия у них появляется жизненная заинтересованность в развитии друг друга.

Всё сводится к тому, что мышление представляет собой толковательный процесс, сообщающий нам о том, что происходит вокруг. Фиксированному мышлению сопутствует внутренний монолог с постоянным суждением и оцениваем. Любая информация используется в качестве доказательства хороший ли вы человек, действительно ли ваш партнёр – эгоист, лучше ли вы человека, который с вами рядом. При мышлении роста внутренний монолог занят постоянным стремлением к новому освоению и обучению, поиском путей к созидательным действиям.

В остальной части книги «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» Кэрол Дуэк продолжает исследовать основные типы мышления и их определяющие характеристики в разных сферах жизни. А также она рассматривает способы, которыми мы можем перестроить своё мышление на более плодотворное и благодатное – на мышление роста.

По материалам Brain Pickings , Maria Popova.

Или эффект Струпа , или задача Струпа , – интересное явление, связанное с работой нашего мозга. Наверняка, многие сталкивались с этим необычным тестом (ведь он – один из самых известных в экспериментальной психологии и широко распространен во Всемирной паутине), но мало что знали о нем. Мы предлагаем восполнить этот информационный пробел. Также мы предлагаем попробовать себя и пройти тест Струпа онлайн .

В чем заключается тест Струпа

Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово. Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.

Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной , доказать достаточно легко. Посмотрите на иллюстрацию ниже – здесь нет каких-либо узнаваемых слов, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с тем, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны буквы алфавита.
Тот же эффект был бы, если бы слова были написаны на незнакомом вам языке (и к этому мы вернемся чуть позже).

Почему так происходит? На самом деле у ученых пока нет однозначного ответа. Точно установлено, что за распознавание цветов и за чтение отвечают разные доли мозга, но почему из двух вариантов (прочитанный и фактический) выбирается именно первый – здесь мнения специалистов расходятся. Существует теория, связанная с экономией ресурсов, – видя слово на знакомом языке, мы автоматически его читаем, поэтому в голове появляется некий готовый ответ, и наш мозг решает: «Зачем тогда думать еще?»

Согласно другой теории (и ее придерживался сам Струп): мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет . То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того (и это можно считать третьим вариантом), для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен , так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.

Эффект Струпа как психологический тест

Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления . Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.

Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д. мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.

Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга , так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).

Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.

Тест Струпа: немного истории

Американский психолог Джон Ридли Струп опубликовал статью об эффекте, названном в его честь, в 1935 году. Также аналогичные исследования были описаны в немецком журнале 6 годами ранее, а первые подобные наработки были известны еще с XIX века. Струп провел следующий эксперимент . Он давал испытуемым три списка: в первом названия цветов были напечатаны черными чернилами; во втором цвет слова и его значение не совпадали (как в нашем примере); в третьем были просто группы квадратов разных цветов.

Сначала участников просили назвать цвета, которые обозначают слова первого и второго списка, а также назвать цвета геометрических фигур. С этим практически ни у кого не было проблем. А вот обратная задача – назвать цвет чернил, которыми напечатаны слова, – в случае со вторым списком вызывала явные затруднения. Испытуемые выдавали ответы с задержкой, часто путали написанные и фактические цвета. Этот эксперимент и стал основой для написания статьи, затем теста и вообще дальнейшего изучения данного вопроса.

Модифицированный онлайн-тест Струпа

Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.

Тест состоит из двух частей и в общей сложности включает 30 вопросов . Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее. Первая часть (10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во второй части (20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.